> Журнал > Публикации > Мода, стиль, тенденции > Жемчужная Империя

Жемчужная Империя

Живопись и рисование > Живопись

Что для нас дореволюционная Россия? Лапотная, угрюмая страна, окутанная багряным ореолом мрачного величия московских князей, одетых в тяжелые меха, увешанных золотом и драгоценными камнями высокомерных старцев? Многие стереотипы до сих пор остаются неразвеянными, многие аспекты жизни русского народа- скрытыми от глаз нелюбопытного обывателя. Сегодня я попробую рассказать Вам о малоизвестной стороне быта страны, опутанной тончайшими нитями благородного жемчуга, скрытого под меховыми теплыми шубами.

В годы, когда Россия ещё не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра, каждая русская женщина была в жемчуге: жемчуг на платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках. Россия была жемчужной страной.

живопись маслом, история искусства, жемчужные украшения, девушке

Жемчуг всегда был одним из любимых украшений русских людей. На Руси первые упоминания о жемчуге датированы X веком. В языках романoгерманской группы жемчуг называют перлом. Мелкий речной жемчуг на Руси называли бисером – от араб. bursa, «поддельный жемчуг». На Древней Руси жемчугом украшали не только государские одежды, но и одежды князей, бояр. Крупные жемчужины овальной формы считались самыми дорогими.

В отличие от жемчуга арабского, индийского или японского, русский жемчуг происхождения был не морского, а пресноводного. На Руси было известно более 150 жемчугоносных рек. «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин». Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское озеро, реки Валбужа, Галмужа, ручей Вичай, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг.
Белого же жемчуга было много в новгородском озере Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге; в Вории - в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в притоках Мсты, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер... реки Терского берега Кольского полуострова, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.

Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. В 1562 году Иван Грозный дарит Соловецкому монастырю крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом. Мантия и шапка этого царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех, а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.

С именем Ивана Грозного так же связана легенда, согласно которой, у царя был посох, обшитый прекрасным северным жемчугом. И вот однажды этот жемчуг внезапно “потух”. Для суеверного Ивана посох был едва ли не символом его власти, поэтому он решительно приказал восстановить его первоначальный блеск. Во исполнение приказа жемчуг был спорот с посоха, нанизан на вощеную нитку и незамедлительно отослан в село Кереть, в Карелию. В этом селе жил знахарь, умевший возвращать “потухшему” жемчугу блеск и сверкание.

Для выполнения этой нелегкой задачи одна из молодых девушек должна была надеть присланное ожерелье на шею и купаться с ним в реке сто и одну ночь. Согласно другой трактовке этого предания, дабы вернуть блеск потухшему жемчугу, посох Ивана Грозного 101 раз опускали в воду северных рек. Точно ли так совершалась эта операция, неизвестно, однако жемчуг был возвращен царю “ожившим”.искусство, история костюма, живопись

На Руси были известны и другие способы лечения “больного” жемчуга. В одном из них рекомендовалось жемчуг, не снимая с нитки, пересыпать солью, положить в чистый холщовый мешочек и полоскать в теплой воде до тех пор, пока соль не растворится. Затем жемчуг следовало высушить в светлой непыльной комнате, подальше от солнечных лучей.

В старинным русcких былинах и сказках жемчуг упоминается часто. Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость. Жемчужины неправильной формы называли "рогатыми" или "угольчатыми".

Так, Илья Муромец, желая задобрить царя Калина, подносит последнему «полную мису чиста серебра, другую красного золота, третью скатного жемчуга».

В 1678 году царь Федор Алексеевич, принимая польское посольство, был облачен в мантию, столь богато расшитую жемчугом и алмазами, что казался «убранным солнцем и звездами». Обладательницей прекрасного жемчужного ожерелья была Екатерина II.

Обладательницей прекрасного жемчужного ожерелья была Екатерина II. В коллекции Государственного Эрмитажа хранится подвеска «Жемчужный лебедь». Тело птицы образовано крупной жемчужиной, а шея, крылья и хвост выполнены из золота и покрыты белой эмалью. Шея и крылья птицы усыпаны алмазами. Нижняя часть оправы жемчужины покрыта яркой голубовато-зеленой эмалью, воссоздающей гладь вод, по которым скользит драгоценная птица.

Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.

история, жемчуг, интересно

«...несмотря на маленький рост, в её манерах было столько величия, что там, куда она входила, не было видно никого, кроме неё...»

Ф.Юсупов

Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех. Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны. Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен. По свидетельствам современников, «жемчуг царицы был превосходным,и бриллианты в ушах сверкали всеми цветами радуги».

В сокровищницах Алмазного фонда и Оружейной палаты Кремля сохранились шитые жемчугом царские уборы: шапка Мономаха, шапка Казанская и шапка Алмазная, а также оклады икон Богоматерь Одигитрия, Владимирская Богоматерь и жемчужный крест искусной работы — аксамит. Созданные с мастерством и любовью, ризы дополняют и оттеняют образ, несут в себе богатую символику, становятся украшением дома или храма. Золото символизирует Божественную благодать, серебро - чистоту, жемчуг - святость, непорочность.

История жемчуга началась давно-давно, что еще раз доказывает универсальность этого ювелирного украшения: им расшивали камзолы и платья царственных дам, делали браслеты и кольца, вправляли в диадемы и короны. Жемчуг постепенно стал признаком принадлежности к аристократическому обществу. Так даже существовало правило придворного этикета: дамы не могли появиться в свете с голой шеей: цепочка с кулоном, колье – что-либо должно было быть надето обязательно.

история моды, жемчуг натуральный, интересное

Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом.Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья. На именины, Рождество и Пасху дочери царственной четы Романовых получалив подарок по жемчужине. К совершеннолетию каждая девушка становилась обладательницей нитки прекрасного жемчуга.

В наши дни родители могут возродить красивую традицию дарить своим детям жемчужины — символ любви и преданности, с детства прививая вкус к прекрасному.

Украшения с жемчугом часто упоминаются на страницах мировой и русской классической литературы. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» на первом балу Наташи Ростовой кавалеры галантно ухаживали за «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с жемчугами на открытых руках и шеях».

Благодаря историческим свидетельствам, дошедшим до нас в виде прекрасных украшений и документов, можно судить о том, как много мы не знаем о прошлом российского государства, его быте и нравах. Надеюсь, после прочтения данной публикации, Вы заинтересуетесь темой культуры и быта России, а так же по-новому взглянете на такой нежный и таинственный минерал, как жемчуг.

Ключевые слова:  

До безумия люблю жемчуг...Потрясаюсь великолепием старинных руских вышивок на предметах одежды-это просто невозможно прекрасно...

Вот правда вышивать мелким(1.5-2мм) сложно,ну очень интересно-чем вышивали в те времена,у меня бисерная иголка не проходит с ниткой в жемчужину,приходится низать по одной на нитку,по времени долго выходит..

Татьяна (4-seasons)

Вышивка жемчугом - давняя мечта моя... Много лет хочу попробовать вышить натуральным жемчугом современную вещь,но совершенно не представляю, что бы это могло быть? Собираю рисунки, фотографии старинных вышивок, и всё не могу решиться...

ToyaAunli (VicAunli)

Желаю Вам удачи в данном начинании. В жемчуге есть что-то неземное, любая вещь из него получится идеальной)

Татьяна (4-seasons)

Спасибо!

MariKo embroideries

Татьяна, решайтесь, будет интересно посмотреть на результат. У Вас всё получится!

Татьяна Белкина

Я в одну из своих коллекций вышивала жемчугом полностью всю поверхность пояса 12 см шириной. Для вышивки хорош жемчуг из браслетов на резинке - он плоский с одной стороны и дырочка крест-накрест двойная - сидит на месте очень плотно и не крутится как круглый. И дырочки довольно большие - игла спокойно проходит (резинка же прошла!).

Желаю вдохновения и творческих удач!)

MariKo embroideries

Про мелкий жемчуг не знаю, но читала, что для мельчайшей бисерной вышивки вместо иглы использовали кошачий ус. С более толстой стороны его расщепляли и вставляли туда тонкую нить, вот так и вышивали (правда, с трудом представляю, как кошачий ус может проколоть ткань). Или вот, как Вы, каждый раз вынимали нить из ушка иглы, нанизывали следующую бусину, потом вдевали нить в иглу и прокалывали ткань.

Татьяна Белкина

Лучше нанижите на нитку, приложите на линию узора, а потом поверх прикрепляйте другой ниткой с иглой. Удачи!

Спасибо за публикацию, познавательную и интересную!

Спасибо за публикацию! Жемчуг - моя вечная любовь! Держать его в руках, выбирать, делать с ним украшения, носить его в виде украшения, - что может быть лучше?...

В музеи ходим, смотрим на традиционные русские наряды и украшения: и народные, и царские, это всегда - восторг!

Спасибо огромное за публикацию! Очень люблю жемчуг и ношу его с огромный удовольствием!!

Да, старинная одежда расшитая жемчугом вызывает восторг, можно долго стоять у музейных витрин и любоваться искусством мастериц.

очень интересная публикация! жемчуг действительно смотрится шикарно!

спасибо!{#}

Большое спасибо всем за комментарии) тема истории костюмов и украшений одна из моих самых любимых, рада была найти единомышленников!)

Очень познавательно.

И красиво image

Спасибо!

Спасибо, очень интересно. Не избитая тема.
MariKo embroideries

Спасибо автору! Очень приятная тема!{#}

Спасибо за публикацию! Узнала много нового для себя!!!
Galala_Dv

Россия великая, красивая страна, прекрасным, незаслуженно забытым наследием.

Очень люблю содержательные исторические статьи, нельзя всё на запад, открыв рот, смотреть. У нас и без него столько всего хорошего есть.

Пы сы. Наконец то я узнала что такое "скатный жемчуг"))))

ToyaAunli (VicAunli)

Рада, что статья оказалась полезной)

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email