Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Народный костюм гребенской казачки

Народный костюм гребенской казачки

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Народные куклы

 Очень люблю кукол в народных костюмах.... особенно казачек... Да вот все куклы-казачки в основном донские да кубанские... Вот хочу поделиться фотографиями картин художника Григория Гагарина, на которых изображены гребенские казачки, о которых мало кто знает, которые, однако, очень красивы и в свое время стали музами для написания картин художниками, повестей писателями и поэм поэтами. Авось какая-нибудь мастерица вдохновится на сотворение прелестной куклы - гребенской казачки.

куклы казачки, народный костюм

Красота гребенской женщины особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую: татарскую рубаху, бешмет и чувяки; но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость их жизни. В отношениях к мужчинам женщины, и особенно девки, пользуются совершенною свободой.
Толстой Л.Н. "Казаки"

куклы

"Терские станицы, несмотря на недавнее мое прибытие на Кавказ, были мне знакомы по слухам, не столько, впрочем, относительно расположения и значения их как военных поселений, сколько по причине своеобразного и свободного образа жизни их красивых обитательниц.

Молва о красоте гребенских казачек встречала тогда каждого прибывающего на Кавказ молодого офицера. Давно поселенные по Тереку казаки, большею частью старообрядцы, так сблизились с пограничными горскими племенами, что, усвоив себе многие их обычаи, приняли в первое время поселения и обычай похищать жен, что исполняли с успехом в пределах своих учителей. Таким путем горянки внесли элемента своей красоты в красивый и без того тип казачий, и по этой-то причине население терских станиц довольно резко отличается красотою от прочих жителей северного Кавказа."

Воспоминания о былом В-ИЙ, А.

казачки

Широка, просторна и легка
У казачки вольная походка, —
Так плывут над степью облака,
Так плывет и парусная лодка,
Лебединой грудью наклонясь,
Так любовь внезапная приходит,
Так и ветер в буераках бродит,
Никого на свете не боясь.
1946

Н.Н.Туроверов

народная кукла

Одежда гребеничек

Лучший наряд молодой гребенички-девушки составляет канаусовая кpaсная рубашка, атласный бешмет или фуфайка и "ширинка" (шёлковый цветной большой платок), да янтари с припайками - вот её идеал, к которому она стремится с малолетства. Мать, пережившая уже в своё время эти стремленья, понимает их хорошо и старается по мерe возможности удовлетворить своё милое дитя. 
И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т.п.

Вообще же гребенички носят: кафтан (он же называется бешметом), фуфайку, которая отличается от бешмета тем, что рукава её делаются только по локоть, бешмет же имеет рукава длинные, по кисть, с отворотами. Дорогие бешметы (атласные и другие шёлковых материй) обшиваются узким галуном и серебряным с чёрными нитками снурком; ситцевые же носят без того и другого. На дорогих бешметах и фуфайках пришиваются вместо застёжек серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар, которые бывают разной величины и формы. Петли нашиваются на бархат, плис или на красный козловый сафьян, обшитый кругом серебряным галуном. Цвет бешмета и фуфайки предпочитается ради прочности чёрный, но носят также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета.

Шуба носится зимою и вообще в холодное время. Меха шубы преимущественно бельчатые и кошачьи, а также бараньих лапок (называемые лапчатыми), верх шубы атласный или шерстя-ной. Шуба опушается вокруг груди, подола и по рукавам мехом речной выдры шириною в полтора вершка. На шубах также носят серебряные петли. Вся верхняя одежда кроится в талию.

Рубашки шьются длинные, по самые щиколки с весьма широкими рукавами: будничные - ситцевые, а праздничные из персидского канауса, цвета кpаcногo, малинового или жёлтого. Чулки зимою предпочитаются шерстяные, синие с красными стрелками, а в прочее время - белые нитяные; черевики и ботинки носят местной работы из сафьяна, носят и привозные из Москвы прюнелевые.

Для украшенья головы женщины заплетают две косы, которые на темени свертываются в кружок, а на него накладывается "подкосок" (род кренделя, набитого ватой); на него надевается канаусовая или ситцевая "сорочка" (род чепца); на сорочку повязывают "стягаш" (шёлковый или ситцевый небольшой платок), концы которого завязываются на затылке. Затем на всё это сверху навязывается ширинка или большой батистовый платок с загибом на середине (загибка делается зубами или утюгом по середине свернутого угол на угол платка).

Девушки голову убирают гораздо проще: они плетут одну косу, которая спускается к талии, голову увязывают стягишником прямо на волосы, сверх которого повязывают ширинку или платок, как и женщины. На стягишник больше употребляют красный шёлковый платок. Сверх бешмета или фуфайки девушки носят серебряный галунный пояс. На шею вешают палевые янтари, крупные и мелкие, a также коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; носят также цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом.

В ушах носят серьги тоже старинные, большие серебряные с чернью, а также и более новой европейской работы. Фуфаек и бешметов бывает у каждой казачки шёлковых два, а ситцевых и других два и четыре, рубашек канаусовых одна, шуба всегда одна праздничная и одна рабочая, последняя овчинная.

Вообще гребенички любят одеваться, но зато и берегут свою одежду. Нередко можно встретить гребеничку, одетую в прабабушкину фуфайку, бешмет или шубу; разумеется, каждая успевает и сама выработать деньги на атласную фуфайку. Гребеничка желает нравиться, любит чистоплотность и хороший наряд, но это нисколько ей не мешает работать за двоих. Вот почему гребенички несравнимы с другими русскими рабочими женщинами - ни по развитию умственному, ни по своему труду.

Всем успехов в творчестве. 

P.S. Если кто сделает такую куклу - пишите, если не куплю, знаю потенциальных покупателей ;)

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email