Серьезно о Контактном крашении. Мой метод.

Серьезно о Контактном крашении. Мой метод. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Метод натурального крашения, в результате которого на текстиле или бумаге возможно образование реалистичных отпечатков растений, из которых экстрагировался краситель, в последние годы получил огромную популярность.

Мое стремление наблюдать за природными превращениями, которые всегда привлекали мое внимание с самого детства,  привело к тому, что сперва горячий батик стал моей базовой техникой, а затем батик дал мощный толчок моему интересу к натуральным красителям.

Таким образом, с 1997-98 гг я стала использовать натуральные красители для работы в батике и вместе с этим не прекращала поиски необычных комбинаций ингредиентов из тех, что в буквальном смысле слова обычно лежат на земле под ногами. Это также было обусловлено обстоятельствами того времени и особенностью местности, где тогда располагалась моя мастерская.

А яйца на Пасху у нас всегда красили в луковой шелухе, прикладывая листики петрушки или смородины и обвязывая все нитками. Теперь это называют «эко принт»...

Мой метод контактной экстракции натуральных красителей сложился как бы сам собой. Значительным подспорьем при этом послужило мое обучение в аспирантуре по специальности Химические технологии и дизайн волокнистых материалов.

В конце 2011 я стала писать о своих наработках, присвоев новому методу название «Контактное крашение».

Этот метод позволяет получать невероятно четкие и яркие отпечатки частей растений, которые использовались для экстракции красителя; одновременно с этим обеспечивается прочность и стойкость окраски. При этом не требуется дополнительных затрат времени, и результаты становятся видны непосредственно сразу после экстракции.

Сегодня весьма распространен термин "эко принт"/"эко крашение".

Ключевое отличие моего метода "контактного крашения" и широко распространенного "эко принта" состоит в условиях, при которых достигается оптимальный результат процесса.

Согласно Индии Флинт, основательницы "Эко принта", наилучшие результаты получаются от как можно более длительного времени ферментации всех ингредиентов после термообработки/без термообработки; иногда речь идет о неделях и месяцах прежде, чем ткань раскрывают и оценивают полученные эффекты. При этом, в случае кратковременной ферментации велика вероятность получения невнятных и слабых окрасок. Качество крашения при методе «эко принта» оценивать не принято, так как основное ударение делается на экологичность процесса, а качеству результатов не придается большого значения.

Прим.: Под качеством крашения я подразумеваю яркость окрасок, их стойкость к свету, к трению, к мокрым обработкам (стирке).

Одним из важнейших условий образования ярких и разнообразных окрасок по моей методике является сокращение времени ферментации непосредственно после термообработки.

Любопытно, что эта собенность не укрылась от пытливых участников моих голландских мастер классов: среди моих студентов были многие из тех, кто ранее обучался у Индии Флинт, а затем и у Ирит Дульман, известной последовательницы ее метода.

Независимо от растительного материала, который мои студенты использовали на мастер классах, результаты у всех оказались поразительно разнообразными, яркими и необычными, по оценке участников. Но главное конечно, это время обработки и возможность получить качественные окраски моментально, без долгого времени выдерживания.

Мои студенты сообщили, что любимое высказывание Индии Флинт по характеру процесса «эко принта» - это «Время наш друг», в том смысле, что нужно позволить ткани находиться в свернутом состоянии как можно дольше. Моя же любимая присказка на занятии всегда «позвольте ткани подышать». Так они и отметили в констпектах, усмотрев в этом характер различия двух методов.

Меня на самом деле очень порадовало сравнение, которое провели студенты, поскольку мой метод я разрабатывала самостоятельно в течение долгого времени, и строила его на четких представлениях о технологических основах крашения; и хотя всем известно, что идеи витают в воздухе, я все же предпочитаю идти своим путем.

И наконец, что касается названия. Разумеется, не поспоришь с тем, что уже достаточно укоренилось в сознании многих любителей крашения. Однако, в словосочетании «эко принт»/»эко крашение» меня всегда смущает романтическое определение «эко». Так как огромным заблуждением является полагать, что какой-либо процесс крашения может быть экологичным, то есть безопасным во многих отношениях. И, разумеется, необходимо соблюдать соответствующую технику безопасности при любом виде крашения самым серьезным образом.

Комментарии (10)
Елена, Ваши работы одни из самых интересных из тех, что я видела. Это настоящие природные рисунки, а не просто запачканые тряпочки!

Большое спасибо, Ирина!

Елена, некоторые утверждения, высказанные выше, - очень спорные, на мой взгляд, некоторые - абсолютно верны.

Это замечательно, что Вы нашли такой точный и главное, русский! термин для определения своего метода. Слово эко тут и правда мало применимо, хоть и модно). Но суть от этого не меняется - перенос красящего вещества, содержащегося в растении на материал, будь то ткань, бумага, и т.п. И если уж углублятся в подробности, составляющие этого процесса у всех примерно одинаковые - подготовка ткани, сырья, экстракция, ну а время - это уже дело десятое. Не была у Индии Флинт, но вижу по фото в сети, что на ее мастер-классах тоже развернутые сразу, без выдерживания, свертки богаты и отпечатками, и цветовой палитрой.

Одно несомненно - Вы профессионал в растительном крашении, и достигли больших успехов.

Спасибо, Евгения!

Однако, мои утверждения основаны на точных знаниях сути процесса. Не на догадках.

Время - не десятое дело. Как раз ключевой момент. Если требуется разное время для получения результатов, следовательно, суть происходящего процесса, технические условия совершенно разные. Я знаю о чем я говорю. В частности, что касается подготовки - подготовки разные есть.

О работах Флинт мне достоверно известно. Не из фото в сети. У меня готов сравнительный анализ двух подходов, как статья для книги.

А в целом, спасибо за ваши добрые слова. Спасибо за признание моих трудов! Очень приятно слышать оценку от такого мастера как вы, Евгения.

Про Индию Флинт я не только по фото в сети знаю, а по изданным книгам, ее блогу (когда-то она там писала и о процессе), общению с западными коллегами, лично - не знакома.

Что касается догадок - познание сути процессов и явлений базируется на догадках, только называется это на научном языке гипотезой. Которая впоследствии опровергается или подтверждается с помощью доказательств теоретических или практических (опыт).

Будет очень интересно почитать Вашу статью, когда она будет издана, успехов!

Спасибо, ценю ваше мнение!

Олья 13.01.2014

Елена, с удовольствием читаю Ваши новости, но... как репортажи с закрытых уроков или даже спектаклей под афишами со магическими словами "контактное крашение", "экстракции красителя"... Будете ли Вы давать мастер-классы в Москве или онлайн? Аппетит подогрет! {#}

Спасибо, Олья!

Слова - термины технологические. Но спасибо, порадовали.

В Москве, наверное, сложновато. Но если наберется достаточно желающих, можно рассмотреть.

Он-лайн занятия - есть такое. Я на днях выставлю в магазине обновленные предложения по индивидуальным занятиям. Там нужно учитывать небольшое время ожидания, покуда я могу вписать следующего студенты в график.

И в конце августа в Севастополе планируется мой семинар, ориентировочно с 23 по 28 августа. На море. Я скоро составлю объявление.

Буду рада ответить на любые вопросы. Пишите в сообщения. Спасибо!

Леночка, твой почерк действительно уникален, как и работы! Я безмерно рада, что мне удалось тебя найти и ты мой Учитель!{#}

Вот спасибо! Поклон тебе, Светлана!