Обновление пароля

 >  >  >  > Казачья нагайка

Казачья нагайка

Виды творчества:   Плетение > Плетение из проволоки
Казачья нагайка | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Нагайка-оружие казаков. Представляет собой плотно сплетенный из кожаных ремешков хлыст с деревянной рукоятью. В толковом словаре Даля дается следующее толкование слову НАГАЙКА (ж.) - ногайка, нагайская, татарская плеть, камчук; короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребит. у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен. Есть нагайки с ножом, в черене; нагайки со шлепком, чтобы смягчить удар, и с пулькою, которой бьют волков с коня.

Нагайка-знак Есаульца и Приставов на Кругу. В быту нагайка неотъемлемый атрибут казачьего домостроя и олицетворяет собой устоявшийся вековой семейный уклад. Нагайка является обязательной принадлежностью каждого, от казака до казачьего генерала и является знаком власти у полноправного строевого казака. Нагайка дарилась зятем тестю на свадьбе и висела на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан её вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены. Обмен нагайками считался лучшим знаком примирения. Поднятой вверх нагайкой голосуют на Кругу. Считалось, что нагайка (камча) - оружие всадника, и она обычно пропитана потом коня. К такой плети боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила, и поэтому нагайку вешали у изголовья молодых женщин и младенцев до крестин.

Старики говорят: Нагайкой владеешь - силу имеешь.

Особенности работы с нагайкой.

При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколько типов нанесения ударов: 1) удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания ее назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель - оплетение или захват конечности- туловища противника с последующим рывком и падением противника на пол; 2) удар "шлепок" - наносится концом сарвеня "шлепком", удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно; 3) удар с оттяжкой, он является наиболее эффективным и действенным, при нем происходит удар и быстрое оттягивание руки назад как бы разрезание ударной поверхности

Существуют три основных вида нагаек:

1. "Камча" Кубанская нагайка. Цельная конструкция, в которой рукоятка, как бы, вплетается в саму плеть и зримого окончания рукояти и начала собственно плети нет. Длинна рукояти 15-20 см темляк в месте стыка рукояти и сарвеня. Соотношение длинны рукояти и сарвеня 1/3.

2. "Карбыч" Донская нагайка. Конструкция из двух частей, хлыста(сарвеня) и рукояти, соединенных между собой стальным кольцом или кожаным ремешком.

1. хват - место непосредственного захвата рукояти ладонью, в основном, покрыт кожаной оплеткой.

2. шалыга (оголовок) - металлическая обойма, надеваемая на окончание рукояти (для нанесения ударов обратной стороной нагайки). Иногда - конец рукоятки небольшого ножа - зализки, закладываемого в рукоять нагайки как в пенал.

3. обоймица - состоит из темляка и завода.

4. темляк - петля для продевания кисти руки. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце.

5. завод - малая петля, предназначена для продевания плети.

6. укреп - сочленяет рукоять с плетью - кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони.

7. зацеп - деталь, сочленяющая рукоять с плетью - металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети.

8. долонь - кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней - расширяющийся, предназначен для защиты коня от удара металлическими частями укрепа. плеть - ударная часть нагайки, состоящая из следующих частей:

9. махра - густая бахрома из тонких кожаных ремешков, расположенных в верхней части плети. Изначальное предназначение декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке.

10. сарвень - кожаная оплетка ударной части - ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура - витеня.

11. шлепок - окончание бьющей части плети - кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара (трансформация боевой части кистеня).

Некоторые размеры и соотношения: длина рукояти/длина плети - 1-1,5/2 длина рукояти - 30-40 см. (по руке - от локтевого сгиба до середины ладони) толщина - по руке длина плети - 45-55 см. (по руке - вытянутая вперед и чуть согнутая рука, рукоятка вертикально, при вращениии плеть не должна доставать до Вас) 

3. Уральская,Сибирская нагайка. По конструкции такая же как Кубанская но значительно толще, мощнее и темляк закреплен в торце рукояти.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email