Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > О том, как тяжко жить перфекционисту

О том, как тяжко жить перфекционисту

08.01.2014 15:40     Просмотров: 910     Комментариев: 32     
О том, как тяжко жить перфекционисту | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Таки перфекционистом ваша покорная слуга была всегда, но с годами это качество превалирует все больше и больше.
Начиналось все тихо и безобидно, с детства - вот накалялась картинка/сплелась фенечка/слепилась фигурка из пластилина. Нормально?
Нормально, только вот тут кривовато и вот здесь бы переделать. Будем переделывать?
Будем! - радостно кричал во мне перфекционист, и едва слепленная фигурка сминалась, фенечка распускалась, а картинка убиралась в гору других изрисованных бумаг. Правда, делать то же самое второй раз я обычно так и не начинала.
Лет в 11 началось обострение: я стала литераторствовать. На самый первый опус меня вдохновил один детский сериал, трансляцию которого внезапно прекратили на сто-какой-то серии и на самом интересном месте. С недельку помучавшись от сериальной ломки, я была осенена гениальной идеей - а что же мешает самой сделать продолжение? И я тут же зарылась в шкаф, нашла чистую тетрадь в твердом переплете, озаглавила ее - роман такой-то (именно роман, писать рассказик мне было неинтересно, масштаб не тот) - и начала упоенно выцарапывать строчки.
Писала я этот шедевр не очень долго и не очень мучительно, и даже дописала его до конца (роман благополучно уместился в 20 страниц формата А3, мелко-мелко исписанных с обеих сторон), но, едва поставив финальную точку, поняла - его нужно срочно переписать! Во-первых, мой почерк еще в детстве оставлял желать сильно лучшего, и разобрать половину строк творения в итоге не мог даже автор. Во-вторых, начав перечитывать свой гениальный труд, я была просто поражена его жалкостью и несуразностью, картонностью персонажей и убогим языком. В общем, я немедленно начала переписывать во второй раз, правда, второй вариант разочаровал меня еще в процессе, поэтому тетрадь вновь была похоронена в шкафу - уже навсегда.
Однако этот опыт заставил меня задуматься о том, что же я могу написать лучше, чем фанфик (тогда это слово еще не было в ходу, однако спустя годы я осознала, что мои литературные потуги начались именно с банального фанфика). И столь же щедрой рукой я в короткие сроки сочинила масштабнейший сюжет с десятками персонажей, эпизодов и сюжетных линий.
С вторым своим "романом" я билась несколько лет, раз двадцать или тридцать начиная его, исписывая несколько десятков страниц, понимая, что это все не то, и вновь бросая. Все эти бесчисленные варианты до сих пор хранятся у меня, где-то почти неотличимые, где-то кардинально разные. Только один из вариантов был доведен почти до конца, но уже ближе к финалу стало понятно - текст столь ужасен, что доделать его можно только для галочки. Это было сущее мучение - я четко видела, что именно меня не устраивает, но не знала, как именно улучшить картину в целом и в частности. В итоге мы с персонажами замучили друг друга до такой степени, что решили разойтись без прощаний.
Потом было еще много разных других сюжетов и "романов", но всех их постигала та же печальная участь - долгие измывательства над текстами, то излишние стилистические украшательства, то полное их выжимание вплоть до сухого остова без признаков жизни, а потом, через сколько-то десятков страниц - похороны в шкафу, в кипе других рукописей.
Ситуация начала меняться спустя много лет, уже в университете, когда у меня наконец-то появился компьютер, и я перестала строчить от руки. Отпала необходимость переписывать тексты ровным почерком, чтобы их можно было прочитать, и тогда и только тогда я наконец-то выписала от начала до конца несколько рассказов (разумеется, пометив в уме, что их обязательно нужно будет переписать!).
Перерыв в бесконечном переписывании текстов наступил с выходом в интернет и бросанием сломя голову в жизнь литературных форумов и конкурсов. Во-первых, наконец-то, более-менее разобравшись в теории, получив массу критических замечаний и комментариев, насмотревшись на разборы чужих текстов, я поняла, что именно меня не устраивало в текстах собственных. И вместо кардинальных переделок начала править их уже по мелочам, более аккуратно и вдумчиво. Во-вторых, опять же, начитавшись критических замечаний, которые часто противоречили друг другу, я научилась махать рукой и говорить: "На всех не угодишь, а мне и так нравится!" Казалось бы, мания переделывания отступила.
Не тут-то было!
Набив руку, написав сто тысяч рецензий на чужие тексты и сто тысяч отзывов на конкурсные рассказы, прочитав сто тысяч чужих попыток, я вдруг осознала - все, что я писала до этого - ерунда и выеденного яйца не стоит. И надо... да-да, надо начать все заново и по-другому На тот момент я писала уже более-менее осознанную книгу и не хотела все запороть только потому, что там меня не хватило, здесь не дотянула, а вот этого не умею.
А потом мысль "все улучшить" пришла еще раз, спустя год.
А потом еще...
А потом вся литература ушла на задний план, потому что в мою жизнь пришли комиксы.
Вообще первые комиксы я начала рисовать все в том же отрочестве, вдохновленная примером подруги. Первый вариант был страниц в пятьдесят, второй - в двадцать, все последующие ограничивались несколькими страничками, ибо, отрисовав их, я понимала - все не то.
Вторая комиксная волна накрыла меня уже во взрослом возрасте, под влиянием все той же подруги.
Первый вариант я зарубила почти сразу. Второй продержался гораздо дольше, несколько месяцев, причем я умудрялась одновременно и рисовать продолжение, и перерисовывать комикс заново! Однако спустя двадцать с лишним полноформатных страниц я бросила и его.
Потом наступил черед хендмейда. Ага, ну здесь-то переделывать нечего - с облегчением думала я. Уже запеченную пластику обратно не сомнешь и заново не слепишь.
Верно, не слепишь. Зато можно сколько угодно раз ее шлифовать, полировать, лакировать, сверлить дырки, изгаляться со сборкой и т.д.
С бисером было еще веселее - сколько пространства для маневра, ведь распороть бисерное украшение можно десятки раз!
Сырую роспись вообще можно преотлично уничтожить одним движением руки, и вот камень снова гол и сияющ, и можно зарисовывать его по новой.
Отличие от предыдущих моих увлечений было только в том, что вещи я старалась доделывать до конца - не все, конечно, но хотя бы половину заготовок, в качестве воспитания у себя силы воли.
Тем не менее, я постоянно переделывала и до сих пор переделываю давние свои вещи, которые еще хранятся у меня.
С фотографированием вещей тоже вышла целая эпопея - как только я осознавала очередную фишку или прием съемки - тут же сгребала вещи в кучу и мчалась переснимать. Поэтому у меня практически не сохранилось самых первых снимков - их я безжалостно удаляла и из сети, и с домашнего компьютера сразу же, как делала новые снимки. Этот процесс продолжается до сих пор...
Часто перфекционизм приводил меня просто к курьезным случаям. Нередки были ситуации, когда, закончив вещь, показав ее заказчику, получив одобрение и начав упаковывать для передачи или пересылки я... понимала, что это никуда не годится, и надо срочно сделать заново какую-то часть работы
Апофеозом был случай, когда в два часа ночи я выслала заказчице - давней моей знакомой - фотографии готового бисерного кольца. Тут же договорились, что в восемь утра, по пути на работу, она заедет ко мне и заберет кольцо. И вроде бы все хорошо, и надо уже падать спать, потому что на сон и так времени оставалось в обрез. Но я, хмуря брови, гипнотизировала кольцо взглядом, и в итоге в три часа ночи душа поэта не вынесла - я схватила ножницы, в мгновение ока раскромсала кольцо и начала все заново. К восьми утра оно было готово во второй раз...
А сколько было ситуаций, когда закончив работу и все-таки уложив себя спать, я всю ночь думала о том, что надо было вот эту финтифлюшку сделать не так, а эдак! И восставала утром из кровати с мрачной решимостью все сделать совершенно по-другому. Иногда вещи спасали неожиданные обстоятельства или внезапно возникшие покупатели. Другим вещам не повезло
В итоге, спустя долгие годы борьбы с собственным перфекционизмом, я вывела всего две формулы его сдерживания:
- доводить проект до конца, как бы он ни казался плох в процессе - потому что результат обычно оказывается лучше собственных мрачных ожиданий;
- делать изначально все максимально аккуратно, и если что-то начало царапать - лучше вернуться на два шага назад и сделать какой-то кусочек заново еще в процессе, чем потом убивать готовую вещь именно из-за этого "царапающего" кусочка.

А как обстоят дела с перфекционизмом у вас?

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Модальное окно для уведомлений

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз