Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > "Эх, полным полна моя коробочка..."

"Эх, полным полна моя коробочка..."

Виды творчества:   Разные виды творчества

Коробейник или Офеня, странствующий по деревням мелочный торговец с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками, преимущественно из крестьян Владимирской  губернии.

коробейник

История офеней началась в XV веке. В то время на Русь переселилось значительное количество греков. Большинство из них занялось торговлей. При этом, чтобы русским было понятнее, все они называли себя выходцами из Афин (названия других греческих городов народ на Руси не особо и помнили). Русские люди и называли греческих торговцев по их самоназванию "афинянами", то есть "офинянами", "офинеями" или "офенями".

офеня

Офени были мастерами книжной торговли. Подавляющее большинство офеней было грамотными. Они умели не просто хорошо расхваливать товар, а много и подробно о нем рассказывать. Они хорошо знали жития святых, изображенных на иконах и содержание книг, которые продавали. Даже неграмотные офени учились у грамотных товарищей запоминать названия и содержание книг. Рассказчики-офени собирали вокруг себя множество народу, не забывая при этом предлагать тот или иной товар. Рассказывая содержание книги в красочных подробностях, настоящий офеня мог продать довольно дорогую по местным меркам книгу даже неграмотному крестьянину (особенно, если в книге были красивые иллюстрации). Они же могли помочь что-то прочитать или - за особую плату - составить нужную бумагу. Именно офени были главными распространителями традиционной культуры и сыграли большую роль в становлении грамотности на Руси.

история торговли

Со своим товаром в начале восемнадцатого века офени двинулись из Суздаля и Владимирской губернии по всей России. На севере офени доходили до Архангельска и Белого моря. На востоке - торговали до Урала. На юге - спускались вниз по Волге до Астрахани. На западе - достигали пределов восточной Польши. Жители других областей часто называли офеней словом "суздала", которое означало "суздальские".

памятник

«Эй, Федорушки! Варварушки!

Отпирайте сундуки!

Выходите к нам, сударушки,

Выносите пятаки!»

 скульптура

Жёны мужние — молодушки

К коробейникам идут,

Красны девушки-лебёдушки

Новины свои несут.

И старушки вожеватые,

Глядь, туда же приплелись.

                     картина

«Ситцы есть у нас богатые,

Есть миткаль, кумач и плис.

Есть у нас мыла пахучие —

По две гривны за кусок,

Есть румяна нелинючие —

Молодись за пятачок!

Видишь, камни самоцветные

В перстеньке как жар горят.

Есть и любчикизаветные —

Хоть кого приворожат!» (Н.Некрасов)

стариное фото

 розничная торговля                                             торговля вразнос

Успеху торговли коробейников способствовали дальность расстояния поселений от лавок и готовность принимать в уплату не деньги, а разные предметы.

В наши дни в городах появляются памятники офеням.

Скульптура "Коробейник" установлена в 2012 году  в Геленджике. Автор – Евгений Соколов. 

В 2006 году был открыт памятник купцу-коробейнику в городе Ростове - на - Дону. Он установлен на главной улице (Большая Садовая) , недалеко от входа в парк имени Горького. Автор памятника – ростовский скульптор Лындин Дмитрий Васильевич.

Памятник представляет собой бородатого и широкоплечего торговца, который держит на плече короб, на котором написано «Торгуй праведно – в барышах будешь!». Рядом с купцом находится кошка.

Горожане уже успели окрестить этот известный памятник как «купец с котом» или просто «торговец» и полюбить его милую кошку. Существует поверье — если потереть ладошкой его одежду, задуманное желание исполнится, да и денег в карманах прибудет. Также принято класть коробейнику в копилку (наплечный короб-сумку) монетки, гладить кошку и потом, взяв его за оттопыренный большой палец левой руки загадывать желание.

21 июля 2006 г. свой "Коробейник" появился в Екатеринбурге. Двухметровый "Коробейник" сразу выделяется среди прохожих ростом и своим внешним видом - в сюртуке, с лотком, на котором флакончики с духами, пудра и катушки с нитками.
Фигура выполнена из бронзы, с элементами техники каслинского литья, что является довольно тонкой работой. 
Скульптура весит 700 кг. 
Появился и ритуал - потерев флакончик духов, загадать желание.

На рубеже XX—XXI веков термин возродился в России для ироничного названия торговцев, привозящих мелкие партии товаров из-за рубежа, — так называемых «челноков».

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email