> Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Erte - волшебник Ар-Деко

Erte - волшебник Ар-Деко

Виды творчества:   Шитье > Кройка и шитье

Роман Петрович Тыртов - художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде под псевдонимом Эрте (первые буквы имени и фамилии: РТ).

история костюма

Роман Петрович происходил из древнего дворянского рода (известного в России с 16 века), его отец был адмиралом флота.

Роман Петрович родился  в Санкт-Петербурге 23 ноября 1892года.  По его сосбвенным словам он начал рисовать в 3 года, а в 6 лет создал первый эскиз, который его мать отнесла своей портнихи. Та сшила по нему платье, которое вызвало восхищение у многих дам.

В детстве Роман Петрович обожал листать альбомы по искусству и гулять по залам Эрмитажа. Он брал уроки танца у балерины Марии Мариусовны Петипа, дочери знаменитейшего балетмейстера Мариинского театра. Выбирая между танцами и живописью, мальчик склонился к последней. Однако танец навсегда останется важной частью его жизни. Впоследствии он скажет: «Воображение – главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца».

После окончания гимназии в 1912 г. он уехал из России во Францию и вскоре поступил на работу в маленький модный Дом «Каролин», однако уже вскоре хозяйка выгнала его оттуда, сказав: «Молодой человек, занимайтесь в жизни чем угодно, но никогда больше не пытайтесь стать художником по костюмам. Из этого у вас ничего не получится».

Тогда возмущенный юноша отправился к знаменитому парижскому модельеру Полю Пуаре и был принят на работу.  Чтобы не расстраивать отца, который мечтал о продолжении военной династии, Роман Петрович взял псеводним Erte.

история искусства

В 1914 году он ушел от Пуаре, попытался основать свой дом мод и даже выпустил первую коллекцию. Однако из этого ничего не вышло. На пригласительных билетах было указано (в рекламных целях, разумеется), что модельер и закройщица ранее работали у Пуаре. Разразился скандал, Пуаре подал в суд и отсудил у Erte немалую сумму.

Но Роман Петрович не отчаивался и начал работать для сцены. Знакомство с Матой Хари открыло ему дорогу к известности. Вскоре он подписал свой первый контракт с журналом мод. Это был Harper’s Bazaar, который сделал его знаменитым и за океаном. Позднее его рисунки будут печатать Vogue, Cosmopoliran, Women’s Home Journal и другие.

театр

В 1920-е он стал одним из самых востребованных портных. Ему предложили работать с труппой Анны Павловой. В 1923 г. его пригласили в Голливуд.  В Америке он также много работал с бродвейскими ревю, включая знаменитых «девушек Зигфельда» - легендарную труппу бродвейского импресарио Флоренца Зигфельда.

Французский писатель Жан-Луи Бори говорил о нем: «Эрте одевает объемы – но это уже больше не объемы человеческого тела; украшает движения – но это уже больше не жесты. Он создает в пространстве фигуры неподвижного балета».

театральный костюм

Помимо одежды, Erte создавал эскизы шляп, сумочек, флаконов духов, интерьеров, мебели и ювелирных украшений, рисунки для тканей и даже десерты. В 1931 году в Париже он представил "десерт Эрте" - композицию из экзотических фруктов и ягод, которую венчала голубая клубника. Александр Вертинский, которому посчастливилось попробовать это «блюдо богов», писал в своих мемуарах: «Я потом два дня ходил, словно затерявшись в зеркальной вселенной, где сквозь туман проявляются причудливые города, воздушные шары качаются как привязанные, а неизбыточность мига разлита в бесконечности воображения…»

Во время второй мировой войны интерес Erte к рисунку угас, и он сосредоточился на театре.

В 1960-е годы он увлекся скульптурой и создал множество бронзовых статуэток в старинной технике «утраченного воска» (модель  лепится из воска, затем обмазывается глиной, воск вытапливается, а на его место заливаетсяь бронза). 

В конце 1960 - начале 1970-х годов Erte снова ждал успех. На волне интереса к искусству модерна его работы стали опять востребованы. Их охотно покупали и выставляли в крупнейших музеях.

До  последних дней Роман Петрович всегда прекрасно выглядел и элегантно одевался, много путешествовал, общался с друзьями и сохранял прекрасную форму. В 97 лет он оформил бродвейский мюзикл "Звездная пыль".

Умер Erte в 1990 году. И даже пригласительные билеты на свои похороны он оформил сам - они рассылалась по составленому им списку. Великий художник был велик и предусмотрителен во всем.

Костюмы для оперного театра

1920 г.

"Тоска"

"Заза"

"Фауст"

"Манон"

1922 г.

"Риголетто"

1923 г.

"Дон Жуан"

"Мадам Баттерфляй"

"Травиата"

1926 г.

"Богема"

1931 г.

"Пеллеас и Мелизанда"

1920-е г. Театральная обувь. 

Фотографии бродвейских и парижских артисток в костюмах Erte

Irne Bordoni

Сам Erte в своем костюме

Мата Хари

Бронзовые статуэтки

 Faubourg St. Honor

Iras

Caramelle

Copacabana

Фаворитка

Платье "Лепесток"

Мадам Баттерфляй

Смокинг

Сестры

Из собрания Los Angeles County Museum of Art и др.

Автор публикации - Ольга Дмитриева, "Лето на даче" 

Ключевые слова:  

Как много гениев творили в то время! Спасибо, интереснейшая публикация, восхитительно проиллюстрированная!

Марина

Спасибо, Ольга! У Вас всегда чудесные публикации! Творчество Эрте давно люблю, а увидела много нового.

Лето на даче (Ольга)

и вам спасибо! image

Спасибо, чудесная публикация! Очень много интересных работ, сказка прям!

Очень хорошая публикация - хорошо знаю Эрте как графика, но его работы для оперы вижу впервые. Спасибо!

K.ira ( Tuc-tuc)

Спасибо!Очень интересная подбоорка!{#}

Спасибо за публикацию! Особенно впечатлили оперные костюмы - роскошь и благородство!

красивейшие статуэтки!!

3fle

Спасибо, очень понравилась публикация. Сколько красоты, потрясающие работы! image

Прекрасные работы! Я была в этом музее, когда работала в Лос-Анджелесе, так что мне посчастливилось видеть многие работы этого замечательного художника в натуре.

Лето на даче (Ольга)

по-хорошему завидую вам! image

Расписные пряники (Марина&Ксения)

Я уже сама себе давно завидую, особенно, когда вспоминаю, что за два года дождь в Лос-Анджелесе шел всего 3-4 раза, а зимой я загорала во дворе на лавочке!image Только вот давно это было, уже более десяти лет назад!{#}

Спасибо! Много нового узнала из вашей публикации.

Очень интересная публикация, спасибо! Любопытно рассматривать работы разных авторов и их увлечения. Мне почему-то видится влияние Индии и частично ближнего востока в переплетении с французскими коллекция ми высокой моды того времениimage

Лето на даче (Ольга)

я думаю, оно непременно там было. Ведь оно пронизывает весь модерн в той или иной степени.

Царские Замашки

Разные авторы очень по-разному обыгрывают эти мотивы. У Эрте они очевидны, у кого-то вообще еле заметны или не отражены. Очень люблю сравнивать творения разных людей - каждый раз как в сказке. "Нарисуй мне море!", командует мода, и все рисуют, но ни одного похожего шедевра у настоящих талантов я пока не встречала

Волшебно! Уже не раз встречала картинки с этими моделями - автора не знала. Спасибо, то познакомили ближе с гением)

Одна из самых интересных публикаций за последнее время!Спасибо,получила огромное наслаждение!А как интересно видеть экиз и созданный по нему костюм!А фактура!А роскошь цвета!А полет фантазии!!!Просто нет слов!!!

Лето на даче (Ольга)

и вам спасибо за добрые слова image

Спасибо большое, очень интересная публикация и иллюстрации изумительные. Фантастически таланливый художник, всю жизнь творил в рамках одного направления и при этом феерическое разнообразие идей.

Pema

Спасибо! Очень понравилось!

Katrinshine

Спасибо! очень интересно было почитать!

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email