> Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Забытый Оленный народ

Забытый Оленный народ

Виды творчества:   Разные виды творчества
Забытый Оленный народ | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

История - это не то, что было, а то, что осталось

(В.Н.Урсов)

Приветствую всех Мастеров и Рукодельниц!

Живя 15 лет в Сибире (как говорится, от звонка до звонка), я впервые только там услышала про малочисленный  Оленный народ под звучным и не сразу запоминающимся названием ТОФАЛАРЫ! Может и Вам будет интересно, ведь их совсем осталось уже совсем немного, к сожалению...

 По данным переписи численности населения России 2002 года количество тофаларов составила 837 человек.

ну, а теперь по-тафаларски - Дорообо! — Здравствуйте!:)

север

Тофалары, или тофы — горные жители. Их ареал обитания — северо-восточные склоны Восточных Саян в Прибайкалье. Это так называемая Тофалария — таежная местность, расположенная на высоте две с половиной тысячи метров над уровнем моря. До 1934 года тофалары официально именовались карагасами – «черными гусями», по их племенному тотему. А «тофа» означает попросту «человек».

В старинных китайских летописях рассказывается, что тюркское племя тофов делилось на 5 родов. Во главе каждого рода стоял выборный старейшина, который избирался мужским населением на три года. Все пять родов были подчинены «олугбану», т.е. «Великой голове», — общеплеменному вождю, тоже лицу выборному.

Тофы с древних времён являлись данниками монголов и бурят.

Оленеводство и охота — исконные занятия тофаларов. Они прекрасные следопыты и собиратели целебных трав. Умение читать книгу тайги передается из поколения в поколение.

тофалары

Традиционные условия жизни тофаларов были очень тяжёлые. Жили они в конических чумах, сделанных из жердей, которые зимой обтягивались шкурами животных, а летом берестой. Работа по сборке чума была возложена на женщину.

народы севера

Тофаларские дети росли на оленьем молоке. Летом и осенью свежее пили, а зимой мёрзлое ели. Готовили его так. Если какого-нибудь зверя добудут, внутренности его женщины вымоют, высушат. А осенью размочат эти кишки, и у них получались большие мешки, куда наливали оленье молоко. Осенью молоко у оленихи густое, вкусное, полезное.
Когда приходила зима, тофалары эти мешки с молоком рубили топором и давали ребёнку.

Традиционное хозяйство тофаларов с большим трудом приспосабливается к современным рыночным отношениям. Из-за браконьерства резко сократилась добыча пушного зверя. Если раньше охотник за сезон добывал от 300 до 500 белок и до 50 соболей, то теперь ему удается сдать не более 40-50 шкурок белки и 2-3 — соболя. Да и те заезжие коммерсанты скупают за бесценок. Лишь сохранение древних обычаев взаимопомощи облегчает положение наиболее бедных семей.

Питание взрослых тоже было плохое. Из-за постоянных перекочевок продукты впрок не заготовлялись (исключение составляет зеленый чай, который, подсоленным, тофалары пьют круглый год). Постоянное недоедание ослабляло иммунитет. Тофы очень часто болели оспой, гриппом, лёгочными заболеваниями и болезнями желудка.

Основной формой религии тофов до прихода русских был шаманизм с той особенностью, что у них шаманами могли быть как мужчины, так и женщины.

Ну, и на последок ещё несколько фраз на практически исчезнувшем языке (только 35 человек -носители)

Бурун шэй ишер бис — Сперва попьем чаю

Сен мендэн оъртпа — Ты меня не бойся

Наъсында болсын абам — Пусть всегда будет мама

Ишер шаам чо — Больше не могу пить

Босум эътэдiрi — Я икаю

Бо ыът эмэс, бр — Это не собака, это волк

Ма, сырмыт ал! — Возьми связку толстых жердей для закупорки входа в логово медведя

Ключевые слова:  

Спасибо, Татьяна!

Очень интересно. Вот ещё одна забытая народность нашей большой России...

Татьяна и "АртМозаика"

внешне для меня невозможно отличить тофаларов, бурятов... впрочем как и им насimage

Спасибо. Первый раз узнала о таком народе. У меня бабушка была чалдонкой, но, к сожалению, ничего о них я не успела узнать((( А вашу статью сохраню в "избранном" сундучке.

Татьяна и "АртМозаика"

а я вот тоже только от Вас слышу про чалдонский народ! Надо покопаться а инете

да, тоже впервые слышу. но интересно!

Татьяна и "АртМозаика"

каждый раз поражаешься, как много мы ещё не знаем!!!

Tamnikso

Спасибо за публикацию !{#}

Очень интересно !

И фото замечательные !{#}

Татьяна и "АртМозаика"

фото с просторов инета, но так люблю сама "фотоохоту"!image

Татьяна, спасибо! Нет, спасибище огромное!

Вы так интересно рассказали о тофаларах! Стыдно, что я раньше нчего о них не слышала, хотя всегда много читала о путешествиях, о людях... Пишите ещё!!!

Татьяна и "АртМозаика"

ой и Вам спасибоньки за похвалюшкиimage

На подходе публикация про наш переезд из сурового края в райское Белогорьеimage ! Вот там почти все фото мои и поделюсь, что такое тремпельimage

спасибо, первый раз слышу о тофаларах, после ваше рассказа глубоко прониклась, может в прошлой жизни знакома была{#} Очень уж я оленей люблю!!!

Татьяна и "АртМозаика"

и правда... после Ваших слов замумалась, а видела ли я настоящего северного оленя??? не помню..., нет, только в зоопарке

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email