Праздники народов Севера: День оленевода

Праздники народов Севера: День оленевода | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте, дорогие друзья!
На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Например, есть у нас такой праздник, как День оленевода - один из основных и любимых. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, где эти оленеводы и проживают или в районе которых кочуют, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтоб горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов, оленей живьем посмотреть, национальные блюда попробовать.
Как же проходит этот праздник? Расскажу на примере самого оленеводческого поселка Тухард (ударение на А). Именно в тухардской тундре больше всего кочующего населения. Все они к празднику (это апрель месяц, хотя кругом еще до июня будет лежать снег) съезжаются в поселок, где делают закупки в магазинах, аптеках (каждый день в поселок не наездишься за сотни километров). Кроме того в этот день они получают компенсационные выплаты за ведение традиционного образа жизни (сразу за несколько месяцев или даже за год). Конечно же, все красивые, наряженные в самые лучшие наряды. Частенько именно в День оленевода девушки находят себе женихов, происходят так называемые смотрины. А те, кто уже нашел свою половину, частенько расписываются в этот день.
 этнос
Обычно на берегу реки устраивается торговля в установленных чумах (жилье такое, построенное из длинных кольев конусом, на которые накидываются оленьи шкуры зимой и брезент - летом). В одном продают сувениры, в другом - угощают чаем замерзших, в третьем готовят национальные блюда из мяса оленя, рыбы. Параллельно проходят конкурсы:перетягивание палки, прыжки через нарты, национальная борьба.
  национальная одежда
 
Конкурс на лучшую строганину. Ооо,это отдельная песня!
 национальный праздник
Строганину из этой рыбки делали в другом поселке - Попигай.
Строганина - свежемороженная рыба, мясо которой срезают острым большим ножом стружками. Потом эту стружку макают в смесь из соли и перца либо в аджику, кому как нравится, и кладут в рот. Это невероятно вкусно. Вот пишу, а у самой слюнки текут. Приду домой и сделаю вечером строганину! Вкусно еще другое национальное блюдо - согудай: Свежую или мороженную рыбу (сиг, омуль, стерлядку или осетра) режут на кусочки (мне нравится без шкуры и без костей), солят, перчат, кто-то добавляет уксус, кто-то лимон, репчатый лук кольцами, лаврушку. все это в кастрюльке встряхивают хорошенько и ждут пять минут, после чего с аппетитом поедают. Можно и дольше ждать, чтоб лучше посолилась.
Вернемся к празднику. Также обычно проходит конкурс национальных костюмов, которые мастерицы собственноручно шьют из шкур оленя и украшают бисером, кусочками цветной ткани, подвесками из рога и кости оленя, мехом песца.
 оборигены
 таймыр
Но самый зрелищный конкурс - это гонки на оленях. Соревнуются отдельно мужчины и отдельно женщины. Своих оленей участники тщательно украшают, заранее тренируют их. Старт происходит на берегу и по отмеченому на льду реки маршруту по команде все одновременно трогаются. Не все олени желают ехать, куда их направляет хозяин, и бывает, что дальше старта они не уходят. Остальные несутся навстречу победе. Вскоре участники скрываются из поля зрителей, но потом появляются. Зрители нервно вглядываются в даль, чтобы увидеть, кто идет первым. К финишу приходят самые сильные и выносливые олени, они несутся взмыленные, с высунутым языком, их погоняет участник, тоже взмыленный, как будто сам бежал в упряжке. Ура! Победитель выявлен. Уставшие олени охлаждаются поедая снег, отчего их морды становятся пушистые и смешные. Обычно шефы (Норильский никель или Норильскгазпром) вручают хорошие подарки победителям - снегоходы, бензогенераторы - то, что в тундре кочевику пригодится.
 север
 народы таймыра
 народы севера
Заканчивается все награждением, праздничным концертом. Вечером или на следующий день оленеводы возвращаются в тундру.

Далее фото из Поселка Попигай, где проживают в основном долганы.
 
Национальная борьба

Во костюмчик теплый!
 
Катания с горки

орнамент одежды
 
Кроме чумов коренные народы используют передвижное жилье - балки. Вот этот замело снегом, надо откопать...
 
... затем надо вытянуть его из ямы...
 
убранство внутри балка
 
свежие шкуры вымораживают
 
Надеюсь, вам было интересно. В следующий раз покажу вам музей мамонта, расположенный у нас на Таймыре. Фото Александра Супрунюка, моего коллеги. До встречи!

Пы.сы. просьба фотографии не использовать на других ресурсах, но если уж очень-очень надо в образовательных целях, то указывайте автора фото.

Комментарии (36)
три сестры 11.12.2013

Татьяна, спасибо! Как здоровоо взглянуть на другой мир! ))

Сколько же температура воздуха в такое время? И почему они в балках живут, в передвижном жилье? И рожают там сами? А как обучают детвору? Так интересно всё!

Очень вкусно рассказали! Вот оказывается куда нужно ехать поесть свежей рыбы! )))

Ни на Кипре, ни на Канарских островах, ни на Черном море мы не видели местной свежевыловленной рыбы, в ресторанах подавали привозную.

А у вас так просто: прииду вечером домой и сделаю строганину! ))))

Вот вы столько вопросов задали, что по каждому можно рассказ написать. Может когда в личном блоге выложу ответы. А вот рыба - это наше достояние. Кто пробовал, другую есть не захочет. В магазинах, правда, дорого стоит, но доставка в город обходится тоже дорого

Национальные костюмы очень красивые! Спасибо за интересную публикацию!

Пожалуйста!

Строганина -да,это вкуснотааа,особенно из муксуна!{#}

Чароит 11.12.2013

Как красиво и интересно! и холодно)

Татьяна, спасибо за такую интересную и познавательную "экскурсию"!{#} Прочитала с большим удовольствием!

Яркие моменты моего детства выступление -чукотско-эскимосского ансамбля "Эргырон" у нас в поселке и конечно же,строганина-вкуснятина!
Жили мы в Магаданской области.
Спасибо за воспоминания)))

Matryoshka-doll 11.12.2013

Эргырон и я помню)

три сестры 11.12.2013

Как здорово! Прямо встреча земляков образовалась! )))))

Показать все