Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Медвежий праздник у народов Сибири

Медвежий праздник у народов Сибири

Виды творчества:   Разные виды творчества
Медвежий праздник у народов Сибири | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Доброго времени всем читателям!

Случайно увидела анонс о новой тематической неделе «Суровый север» и, конечно, не могла пройти мимо, т.к. эта тема касается меня непосредственно.

И город-то мой несет название Северск! )

Но он не такой суровый, как может показаться. Гораздо важнее для меня лично тот факт, что у меня в роду были и имеются чистокровные ханты. Если честно, я этим горжусь. У меня другой взгляд на мир, более творчески-выносливей, если можно так выразиться…

Я чувствую потребность в постоянном общении с природой, даже зимой. Вот буквально сегодня гуляла по заснеженному парку…  А у нас такие красивые сосны в городе!

Вот, даже вспоминая московские прогулки, не припомню там сосен? Ни в черте, ни за городом…

В этой статье мне хотелось рассказать об одном немаловажном празднике, который относится именно к народам Сибири. А именно – это медвежий праздник.

север

хантыйский рассказ  

медвежий праздник

По некому зову предков меня привлекает все такое дико-ритуальное. В тоже время, если вспомнить, у хантов очень было развито декоративно-прикладное искусство! Одни только украшения из бисера и орнамент на одежде говорит о вкусе и глубоком мировоззрении этого народа…

северные народы

Медведь у коренных народов Сибири вообще считался священным животным и особо почитался.

Еще в древности они изготавливали фигурки медведя из камня и бронзовые отливки с его изображением. У хантов, например, медведь считался сыном верховного бога Торума и предком человека. Среди орнаментов были священные изображения медведя, на которых он был похож на человека...

О медведе нельзя было говорить с насмешкой или плохо, т.к. считалось, что он все слышит и может наказать!

При охоте на медведя соблюдали особые правила. И если охота была удачной, то устраивали так называемый «медвежий праздник», который длился 5 ночей и дней. На этом празднике изображали приход медведя в гости. Его шкуру, с сохраненной головой и передними лапами укладывали на помост, голову украшали бусами, лентами, на когти надевали кольца!

А перед мордой ставили берестяную коробку с угощениями: ягодами, лепешками.

На праздник собирались гости из соседних селений. Все пришедшие подходили к медведю и приветствовали его, иногда поднимали ему голову.

Гости угощались мясом и исполняли в течение пяти суток более двухсот песен, сценок, танцев в честь медведя.

Охотники, убившие медведя, просили у зверя прощения, говоря: «Не мы тебя убили, это другие тебя убили..» (лукавили, конечно, но хитрили, как могли)

О теперь немного о мифологии и происхождении этого праздника:

Медведь был сыном верховного бога Торума и жил на небе в его доме, в маленьком гнездышке из собольего меха. Однажды он увидел  через облако землю и упросил отца отпустить его туда… Отец приказал выковать железную колыбель и на железных цепях опустить медведя на землю, но строго-настрого наказал – не трогать оленей и (!) не нападать на людей.

Медведь забыл запрет отца, и охотники его убили…

С тех пор и стали устраивать «медвежий праздник» в память о священном происхождении медведя.

После окончания праздника кости медведя сохраняли и складывали в особый амбарчик, а череп вешали на дерево, чтобы медведь снова возродился в природе..

Вот такой обряд, очень необычный, но естественный для коренных народов Сибири…

От себя скажу, что такое мифологическое мышление естественно в условиях той природы, в которых жили мои предки. И понимаю, что для вас ханты – это «последние из могикан»… Но не все так плохо! Коренные народы не вымирают, они перерождаются.  Одна из моих родственниц по национальности манси занимается научной работой по этому поводу. Ее выводы говорят о следующем:  т.к. ассимиляция северных народов с русскими всегда происходила и происходит, то каждый родившийся в этой семье сам для себя делает выбор, исходя из собственного самосознания!

Поэтому я лично отношу себя к хантам.

Спасибо за прочтение. Заходите ко мне за подарочками! У меня скидки!!)

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email