Бисер: Чехия vs Япония в контексте жгутовязания

Бисер: Чехия vs Япония в контексте жгутовязания | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

С тех пор как я начала работать с японским бисером, приходилось отвечать на постоянные вопросы "А в чём разница?". И однажды я таки задолбалась дозрела до "научного исследования". Надеюсь, эта публикация будет не только интересна, но и полезен тем, кто только выбирает марку бисера для вязания бисерных жгутов.

"Лучше однажды увидеть и повертеть в руках", - подумала я и связала два жгута по одному и тому же узору. Один из японского круглого ТоНо №15, другой - из чешского круглого Preziosa Ornela №10.

Материалы и методы

Оба жгута имеют по 15 бисеринок в окружности, связаны на нити одной марки (ЛЛ70, Россия). Набор бисера на нить производился без предварительной калибровки бисера. Метод - вязание полным столбиком без подъёмной петли. Раппорт узора содержит 225 бисерин. Разработка узора - Наталья (также известная как Nata M, Brena, malena-z).

Закупка бисера для обеих работ производилась в оффлайновых магазинах официальных дистрибьютеров т.е. возможность осмотреть пакеты на предмет доли брака в навеске у меня была.

Результаты

материалы для украшений, жгут из бисера, японский бисер

Опытные мастера бисера уже разобрались где из них кто ;)

ТоНо №15 (на фото внизу):

- толщина жгута 8 мм, одинакова по всей длине.

- длина раппорта 19 мм - на 40 см жгута понадобился 21 раппорт, всего было набрано и провязано 4725 бисерин.
- нить в промежутках между бисеринками не видна даже при сильном сгибании жгута.

- равномерно гладкая поверхность

Jablonex №10 (на фото вверху):

- толщина жгута около 12 мм, из-за разной толщины бисеринок встречаются участки по 10 и 13-14 мм толщиной.

- длина раппорта 32 мм

- на 40 см жгута понадобилось 12,5 раппортов, всего было набрано и провязано 2834 бисерины. Да, я знаю, что простое умножение даёт в результате 2812,5, но мне нужно было выйти на логическое завершение узора, поэтому пришлось набрать чуть больше половины рапорта.

- нить в промежутках между бисеринками... когда как. При сгибании просматривается хорошо, есть участки с откровенными просветами, есть ровные.

- поверхность бугристая, встречаются явно выступающие или западающие бисеринки. Это опять-таки следствие вариабельности толщины бисера в пределах размера, указанного в маркировке.

Данные о массе жгутов отсутствуют за неимением точных весов, но навскидку "японец" примерно в два раза легче "чеха". Японский бисер ToHo имеет большое отверстие и тонкие стенки, следовательно масса у него меньше. И хотя в данном исследовании взят бисер разных размеров (ToHo №15 = 1,5 мм, Preziosa №10 = 2,2-2,4 мм), при равных размерах зерна ToHo всё равно окажется более легковесным за счёт своей тонкостенности.

Для максимального уравнивания условий я выбрала самые простые, базовые цвета бисера у обеих торговых марок. Такие факторы как фактура поверхности, прозрачность/опаковость, отвесность/округлость стенки являются субъективными в восприятии. А разнообразие их у бисера от ToHo заранее ставило бы Preziosa в невыгодное положение. Поэтому эстетическая составляющая впечатления от жгута в данном исследовании не рассматривалась, только технические аспекты.

Замечу, что в процессе вязания мне приходилось дополнительно укладывать пальцем на надлежащее место бисеринки Preziosa, которые имели сильную вариацию по толщине. При провязывании чересчур тонкого зерна имеет смысл затягивать петлю несколько сильнее обычного, при провязывании слишком толстого зерна - наоборот. Безусловно, это добавляет некий момент интеллектуальности в процесс вязания, но отрицательно сказывается на автоматизме движений. Болтать по телефону, почти не глядя в рабочую зону, уже не получается. Согласна, данная проблема решается предварительной калибровкой бисера, но это автоматически увеличивает временные затраты.

бисер, чешский бисер

Выводы

Вязать жгуты можно из всего. Видала я произведения и из кривущего китайского бисера. Другой вопрос чем станет для вас процесс созидания - удовольствием или каторжным трудом. Я не займу одностороннюю позицию в оценке внешнего вида изделия. Приходилось как-то плести шейную гривну для древнерусского женского костюма на ролёвку, и чешский бисер здорово выручил в этом вопросе, штука получилась ну прямо как из раскопок кургана. Да я и сейчас предпочитаю именно "Прециозу" для стилизации под этнику. С другой стороны, сложноузорчатые жгуты в исполнении из крупного чешского бисера, их толщина и масса лично меня несколько... эмм... пугают :)

Послесловие

Изначально я планировала держать оба этих жгута у себя в качестве наглядного пособия при общении с заказчиками. Но благодаря эффекту "некрасивой подружки" жгут из ТоНо покупали, и приходилось вязать ему дубликат. После четвёртой копии (sic!) были изготовлены одинаковые кусочки по 10 см, из чешского и японского бисера. Вот они-то по сей день со мной, а жгут из чешской "Прециозы" тоже в итоге обрёл свою владелицу, правда, случилось это не скоро.

Комментарии (53)

Я вот не специалист, а сразу разобралась, кто где{#} Пару раз покупала японский бисер "поиграть" , сразу обратила внимание на ровность. У китайского почему-то внутри пакета все время какая-то пыль, как будто с бисера осыпается что-то, или это только у меня в магазине....

Скорей всего, покрытие осыпается. Оно ещё в пакете слетает, не говоря уже о работе и ношении украшения.

Скажите, пожалуйста, про стоимость. Чешский впримерно в 10 раз дешевле, но работать с "японцем" проще. значит и стоимость РАБОТЫ будет ниже. Сколько стоит каждое из этих изделий?

Отвечу на примере жгутов с фотографии. Чешский я продала за 25 евро, японский за 40. Поскольку бисер ТоНо-15 намного мельче Прециозы-10, то и бисерин на сантиметр длины идет больше (количество указано в тексте). 10-му размеру Прециозы примерно соответствует ТоНо-11 (2,2 мм). В моей схеме ценообразования жгут из ТоНо-11 дороже чешского ровно на стоимость бисера. Вообще я рассчитываю стоимость жгута, исходя из цены за 1000 набранных/провязанных бисерин, плюс себестоимость бисера и фурнитуры. Такая схема позволяет максимально одинаково оценить собственно трудозатраты, независимо от марки бисера.

Просмотрела Вашу страницу - отличная работа, прекрасные , очень эффектные шнуры. Недавно я купила жгут и себе. Из чешского бисера за 600 рублей. Поскольку я сама имею дело с бисером,разницу понимаю, но не вижу смысла платить за " японца" в 3-4 раза дороже при минимальном отличии во внешнем виде. Я совершенно не хочу Вас обидеть,,просто вопрос о разном бисере возникал с заказчиками и у меня.Может желание заказчика приобрести именно "японца" своеобразный снобизм?

Нет, не обидели, но я не считаю отличие минимальным. Тактильные ощущения от поверхности совершенно разные. Чешские пупырки - это пупырки, бубликообразная форма просто не может уложиться глаже. Кому-то все равно, а мне лично шею натирало после целого дня ношения. Ну и потом, цветовая и фактурная линейка у японцев непомерно богаче.
POlga 05.12.2013

Прзвольте вмешаться {#} Я тоже немного занимаюсь бисером, больше для себя и не так довно - около года, но довольно быстро поняла разницу между чешским и японским бисером. О китайском речи даже не веду. К сожалению, у нас крайне скудный выбор японского бисера, а интернетовсие магазины пока не освоила, но стараюст покупать всё же по возможности японский. Чешский в последнее время, как мне показалось, особенно стал неровным. Конечно, для чистоты эксперимента надо было брать бисер одного номера, но из чешского 15-го, и даже 13-го особо не повяжешь. У меня, правда, и из 8-го пока не получается {#}. Но по ощущениям и на вид эти изделия несопоставимы

Меня восхищает одна формулировка, которая встречалась мне в нескольких инет-магазинах: "китайский бисер чешского качества" :) Когда Прециоза ещё носила название Яблонекс, у них четко шла градация качества по сортам, как в СССР. Подавляющее количество чешского бисера, продаваемого на территории Украины - это 3-й сорт, который, как говорится, не брак. Сейчас у них существует обычный круглый бисер (рокайль) и элитный калиброванный (рокайль премиум). Но и цена же разнится.
POlga 05.12.2013

В Литве скорее всего то же самое :( Может, если будет возможность, сделаете снимки упаковки чеха, которым пользуетесь. Можно не здесь размещать - на яфе, я увижу

Спасибо за ответ, Я Вас поняла. Я вышиваю бисером и изнанка моих изделий - натуральная кожа, поэтому и ощущение от ношения другое. А жгуты Ваши -красавцы!

Показать все