Кое-какие мысли о фарфоре и фарфористах

  • Рубрика: Материалы и инструменты
  • Виды творчества: Керамика

Фарфор - область малонасленная, в отличие от той же керамики. Игроков на этом рынке немного.

Почему? Потому что материал весьма капризный, да и недешевый, температура обжига выше, чем у красной глины и шамота, технология изготовления сложна и имеет много нюансов...

Шатко ли валко, существуют фарфорые гиганты, заводы, чья славная история уходит корнями в прошлое. Старейшины - великолепные Верблилки и царственный ЛФЗ, почтенное Дулево, волшебная Гжель, давшая жизнь многим заводами и мануфактурам. И другие...

Появляются новые мастера фарфора, студийные фарфористы, небольшие мануфактуры, и даже большие предприятия.

Конечно, фарфористу охота не просто делать чашки-тарелки - это все-таки тема заводская. Хочется - снести яйцо Фаберже. Или - совершить окрытие, равное по значению российскому феномену - агитационному фарфору.

То есть сказать в фарфоре новое слово. Иначе - зачем?

Иными словами, фарфоровая марка должна быть узнаваемая, с  собственной фишкой.

Существует вот Кисловодский фарфор - недорогой, не слишком изысканный, но абсолютно аутентичный и узнаваемый, с его сочетанием лепных розочек и надглазурки. Конечно, изделия этого завода - не есть элита жанра, однако преданность найденному стилю  и последовательность вызывают уважение. Кисловодцам подражают.

cвременный фарфор, роспись, надглазуровка, модель

В считанные секунды узнается ЛФЗ. По тонкости черепка, по фирменной синей сеточке, по стройности форм.

Советский дулёвский фарфор грубоват, но мы на нем ели и чаёвничали, долгие годы, и он нам нравится. Аппетитный, в румяных цветах, надежный, домашний. Над дулёвскими чашками так вкусно вился чайный парок!

Фарфористам нового призыва трудно найти свое лицо: многое уже сказано и открыто. Новаторство в фарфоре - это и научная мысль, и озарение художника, и дизайнерский прорыв.

Иногда успешными оказываются довольно простые решение. Так, мятый и вязаный столовый и чайный фарфор прибалтийской мануфактуры возник и занял собственную нишу. Решение удивляет своей простотой и эффектностью. Важно, что изделия прибалтов для кафе, ресторанов и домашнего обихода разнообразили наш обыденный посудный "ландшафт".

дизайнерский фарфор, обжиг, лепнина, посуда

Фарфор проник и в современное искусство. Фарфоровые черепа, в том числе овечьи и лошадиные, фарфоровые пистолеты, сумки из фарфора, пиджаки из фарфора. Фарфор, древнейший материал, бросает вызов современным художникам, уставшим от пластика, акрила, резины, бетона, цемента.

фарфор-бисквит, школа фарфора, форма

Фарфор не устаревает. Он аристократичен, возвышен и всегда актуален. Очень трудно добиться того, чтобы он выглядел вульгарно, простецки, "нефарфорово". Однако, не показывая пальцем, некоторым это всё же удаётся.

...Путь современного фарфорист сложен и тернист, но некоторые все же совершают этот выбор...

Прийти в фарфор довольно сложно. Уйти, "обуздав" этот материал и приняв им брошенный художественный вызов, уже невозможно.

Комментарии (41)

Как вы "вкусно" рассказали о фарфоре! {#}

Невольно захотелось домой, попить чайку из Дулевского сервиза )))

)). С баранками!!

Ольга (ollaa) 05.12.2013

У меня тоже дома Дулево.

Мне он кажется намного уютней и аппетитней холодного Питерского фарфора.

А может быть, дело в том, что я сама оттуда и там работали мои бабушки и дедушки.

То есть была заявка на династию. Странно, что Вы - не фарфорист...

Ольга (ollaa) 06.12.2013

{#} Не случилось, уехала в детстве еще.

Да и Вы знаете, что теперь с этим заводом {#}

Хотела купить чайный "Золотой олень" - воспоминание детства, наплевав на то, что посудомойка скоро все золото смоет. Сейчас они есть в продаже. Взяла чашку в руки - а это совсем другая чашка. Толстая, тяжелая, с мушками даже! Сплошное крытье, а все равно видно, что масса сероватая. Моя бабушка - начальником ОТК была, тогда такое НС считалось.

Заглянула в мамин шкаф, где бабушкин фарфор стоит - - все как я помню - фарфор легкий и звонкий, слегка "светится". Расстроилась, взяла другой сервиз, которого в моем детстве не было. Так менее обидно.

Может я и фарфорист - в душе {#}

В душе можно гораздо больше специальностей освоить, чем на практике {#}

Вообще, в Дулёво, по слухам, наступает ренессанс. Фарнцузские новые линии, печи, улучшилось сырье. Раньше мы там покупали фарфор, он был серый, с мушками. Сейчас мы его используем в качестве учебного материала.

Здорово, фарфорист - в душе. И потом - вон вы в нем как разбираетесь. Это уже выходит за пределы одной лишь души.

)

CD Farfor 30.01.2014

простите, а могли бы Вы подсказать, купить Дулёвское сырьё (шликер или массу) можно?

Спасибо, с удовольствием прочитала Ваше, к сожалению, такое короткое эссе о любимом мною фарфоре.Очень хорошо сказано-написано, и Ваши работы так оригинальны, что неожиданно раскрывают неизвестные еще возможности фарфора, сохраняя при этом его аристократизм! Спасибо!!

Спасибо Вам - за интерес и высокую оценку моих работ. Польщён!

Раньше я покупал в Дулево, помногу, он там продавался ввалюшках по 25 кг. Сейчас не йзнаю, продают ли они частным лицам. Или можно попробовать купить в Хорссе.

Показать все