Серый цвет. Парадоксы восприятия.

Существует всего один максимально черный и один максимально белый цвет. Между ними развернута непрерывная шкала из бесконечного числа оттенков серого цвета. 

Число различимых глазом оттенков серого зависит от предела восприятия конкретного человека. Этот предел может быть снижен путем практических упражнений. 

цвет, импрессионисты, черный

В то время как сторонники конструктивной и реалистической живописи относились к черному, белому и серому цвету как к средству абстрактного воздействия, импрессионисты стремились к живописному воздействию серых тонов.

серый, моне, контраст

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

Нейтральный серый цвет является ключевым для понятия цветовой гармонии (равновесия). Цветовые сочетания, при смешивании цветовых пигментов которых мы получаем серый цвет, называются дополнительными. 

Основой теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Дополнительные цвета на этом круге расположены диаметрально противоположно. 

иоханнес иттен, шкала, оттенок

Нейтральный серый легко изменяется под воздействием контрастирующих цветов. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его.

Почему так происходит?

Наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам.

Если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» — зеленый. Эти опыты подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, основан на цвете, дополнительном к увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета.

В каждый из шести квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого соответствует светлоте основных цветов. (Далее представлен скан рисунка из книги) 

искусство цвета, белый, цветовой круг

И сразу же каждый их этих серых квадратов начинает приобретать оттенок цвета дополнительного к основному главному тону большого квадрата. Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. Утрачивается материальность цвета, и слова о том, что «сущность цвета не всегда идентична его воздействию», в данном случае более чем уместны.

И. Гёте говорит: «Лишь симультанный контраст делает цвет пригодным для его эстетического использования».

Но существует много цветовых задач, для решения которых симультанные контрасты нежелательны. 

Примером может служить произошедшее с продукцией одной ткацкой фабрики, которая изготавливала ткань для галстуков. Случилось так, что чёрная полоса на красном фоне покупателями была воспринята как зелёная — это, в свою очередь, создавало ощущение неприятной вибрации, результатом иллюзии стали убытки из-за неприменимости нескольких сот метров галстучного шёлка. Для нейтрализации этого эффекта достаточно было использовать вместо сине-чёрной пряжи чёрно-коричневую.

Публикацию составляют идеи и цитаты из книги Иоханнеса Иттена «Искусство цвета». 

Скажу от себя, что я не стала делать цветные квадраты самостоятельно, усомнившись в своей способности подобрать светлоту серого так, чтобы "фокус" получился. Приобретут ли для вас серые квадратики оттенок дополнительного цвета? Смотреть на них стоит, прикрыв руками все другие цветные пятна. Мне самой виден этот эффект на фиолетовом, синем и оранжевом квадратах, а на трех других - нет.

Встречались ли вы с эффектом симультанного контраста в своем творчестве?

Комментарии (21)

Спасибо за тему, с удовольствием читала и кивала, соглашаясь)))

Я бы абсолютно белым назвала Титановые белила{#}

Но, конечно, мы все знаем, что абсолютного ничего не существует. Кругом рефлексы от разных предметов.

Один случай..быстренько, который мне помогает и по сей день)) В университете мы писали на пленэре(живопись на природе с натуры). Я писала ствол темного ствола дерева, который был ко мне ближе всего. И, конечно, добавляла в него сажу газовую, чтобы усилить эффект))) И тут подошел ко мне преподаватель и сказал замечательные слова: "Вот ты ствол рисуешь черным. А что, если сначала ты посмотришь на мой черный сапог? Что? Уже ствол не кажется таким черным?"{#}

Да-да-да!

Я еще вспоминаю слова о том, как блестящие на полуденном солнце купола можно написать только голубыми красками, а побеленные стены храма нельзя закрашивать на картине белым image

ну не то чтобы нельзя))) нам художникам вообще ничего не запретить, хих)))) Шутка)

А так, конечно, чтобы достичь нужного эффекта, художник должен знать грамоту и всегда думать и размышлять, а не просто красить стены!) Чем больше оттенков, чем богаче колорит, тем больше будет результат, и художник сможете передать то или иное освещение более точно.

Мне кажется , что Моне не использовал ахроматического серого , о котором идет речь в статье. В его картине, я лично ,вижу множество оттенков синего , а именно , его слабонасыщенной вариации - голубого цвета. Включение мазков теплых , контрастных голубому цветов лишь усиливает его цветность.

В живописи серый цвет получают путем смешения черного (допустим, сажи газовоуй) и белого (белила цинковые) . Если использовать полученную смесь , получится довольно неприятный для восприятия оттенок. И даже внедрение в эту кашицу хроматических цветов , ради получения различных цветовых нюансов , не очень отвлекает нас от некоторой грязноты цвета. В любом случае , в то время, когда эта "добавка" становится заметной , полученный серый цвет теряет в нашем сознании свойства ахроматического цвета ,т.е. бесцветного, не содержащего цвет (такой, вот, оксюморон). Следовательно, серыми, полученные оттенки, считаться не могут.

Многие импрессионисты (не все) вообще не использовали черные красители, следовательно, серых тонов в их картинах быть не могло. Наличие белого же, обязательно, т.к. он служит "разбавителем" любого цвета , снижая его насыщенность.

Один интересный момент : абсолютно черного , как и абсолютно белого цвета нам увидеть не дано. Существует мнение , что приближенным к абсолюту , будет цвет черных дыр в космосе - звезд с мощнейшей гравитацией , поглощающих все световые лучи. Нет отражения света от поверхности - получаем идеальный , в человеческом восприятии, черный цвет.

Из существующих на Земле вариантов черного, наиболее приближен к абсолюту цвет газовой сажи.

На эту тему есть еще очень много интересной информации - я извиняюсь за назойливые рассуждения. {#}

Резюмирую : все ахроматические цвета - лишь отвлеченное понятие . Можно сказать , что , поскольку абсолютно черного и абсолютно белого цветов нам не дано увидеть никогда , все цвета черно-белой растяжки - лишь градации серого. Который , в свою очередь , всегда содержит в себе крохотное включение различных цветовых пигментов , и, следовательно , также является лишь номинально ахроматическим .

Доброго дня!

Я не могу точно сказать, какие на самом деле оттенки на картине Моне. Вживую я не видела, а если смотреть в интернете, все цвета разные image Я выбрала голубоватый тон серого, а есть зеленоватый, потемнее-посветлее...

Мои умения в живописи ограничиваются гуашью %) поэтому приходится верить автору на слово. Иоханнес Иттен пишет, что при смешении пигментов дополнительных цветов получается серый - я ему верю image

Автор упоминает цинковые белила и черный бархат как примеры абсолютных белого и черного.

Но книга вышла в 1927 году, много нового появилось за это время image Возможно, и теория цвета пошла вперед.

Спасибо что поделились информацией image

У меня есть книга Итена "Исскуство цвета", что-то не смогла я ее осилить.... ну не читается она запоем, скорее как учебник....теория, наука..... Все это полезно конечно. Ведь знания еще никогда не вредили художественному вкусу, скорее наоборот, фундаментировали его.

Я раньше штудировала ее с ридера даже без картинок, только представляла себе эти цвета image тоже не осилила до конца.

сейчас у меня наконец-то есть настоящая книжка с картинками image

Tori Jewelery 03.12.2013
спасибо.
Kavizina Галина 03.12.2013

Мария,спасибо за интересную и полезную информацию {#}

Я рада, что в тему! image спасибо.

держите картинку получше)) что-то у вас со сканером)))))))

Видимо, да.

Спасибо за картинку! К сожалению, не могу вставить ее в тело статьи. А так - она отлично пригодится тем, кто захочет проверить на себе фокус image

Нюра Cikugi 03.12.2013

я даже когда не знала всю эту теорию -имперически поняла, что фотать лучше всего на сером!

вот попробуйте сфоткать на белом и на сером при не самом лучшем освещении и посмотрите на гистограмму -на сером она будет гораздо лучше при тех же условиях !-даже и вытягивать балланс скорее всего не придётся

-просто серый фон нормально и другие цвета покажет, и смотреться будет пристойно, с белым то поморочиться придётся..

Соглашусь. Белый фон коварен image

Я заметила, что еще на черном яркие костюмы хорошо смотрятся, когда их сильно освещают.

Нюра Cikugi 03.12.2013

ой не знаю, мне на чёрном очень тяжело снимать, отчего-то там всё сильно пересвечивается относительно черного. но я по-простому мыльницей, возможно, дело в этом

Возможно.

А у меня была специфика - сценический костюм. На фоне черных кулис костюмы светились как драгоценные, но любые цветные кулисы убивали все на корню.

Нюра Cikugi 03.12.2013

возможно..

например батик отснять-вообще всё идеально выходит, даже фотошопить не надо.. а вот украшения -там да, приходится морочиться и со светом, и с фоном, да и фотошопить потом приходится

Да, интересно... Чтобы играть с цветом , надо знать теорию, а то получится как с галстуками...

Или играть как хочется, а потом проверять на соответствие строгой теории image

Спасибо за статью! Очень полезная!

Я рада image спасибо за отзыв.