Обновление пароля

 >  >  >  > Как рождается красота!

Как рождается красота!

Виды творчества:   Разные виды творчества
Куклы и игрушки > Игрушки
Как рождается красота! | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Доброго всем времени суток!

В ожидании любимого новогоднего праздника хочу поделиться увиденной красотой, которая имеет самое прямое отношение к этому празднику. Речь пойдет о ёлочных украшениях из стекла, их производстве.

Старейший фабрика по изготовлению стеклянных ёлочных украшений - предприятие народно-художественных промыслов "Ёлочка" - производит уникальные стеклянные игрушки ручной работы. Их красота и качество были неоднократно оценены по достоинству на многих выставках, в том числе и международных. И это неудивительно - ведь Клинский край, где находится фабрика, издревле славился своими умельца-стеклодувами, которые передавали секреты своего мастерства от отца к сыну больше 150 лет.

Всё началось с 1848 года, когда князь А.С. Меньшиков получил разрешение открыть в своём имении Александрово стеклянный завод, на котором стали выпускаться лампы, бутылки,изделия из цветного стекла и даже хрусталь. А предприимчивые ремесленники-кустари, оборудовав маленькие мастерские, быстро составили заводу своеобразную конкуренцию: начали изготавливать стеклянные бусы, которыми принято было украшать ёлки. Революция уничтожила частные предприятия, но, несмотря на это, стеклодувный промысел не исчез. Появились артели, и стеклодувное мастерство стало настолько востребованным, что в селе Воздвиженское Клинского уезда открылось фабрично-заводское училище, воспитанники которого становились мастерами по выпуску медицинской аппаратуры и, конечно же, традиционных ёлочных украшений. Умельцы совершенствовались в своём мастерстве, искали новые формы и приёмы и начали создавать не только бусы, но и сосульки, шары, сказочные фигурки. Многого ещё достигли бы стеклодувы, но началась война. Артели были распущены, мастерские разрушены... Однако после войны жители Клинского края принялись восстанавливать мастерские и вновь налаживать работу, восстанавливать то, что было почти полностью уничтожено. Их упорство принесло свои плоды: к 50-м годам стекольный промысел достиг довоенного уровня, а позже артели объединились в фабрики и переехали в хорошо оборудованные производственные помещения.

Объединение "Ёлочка " появилось в 70-е годы, когда Высоковская, Решетниковская и Круговская фабрики перешли в подчинение Министерству местной промышленности. В 1987 году к ним присоединилась и Клинская фабрика ёлочных стеклянных украшений. К сожалению, кризис перестроечного времени коснулся и объединения, что привело к уменьшению производительности и сокращению числа работников. Однако и это тяжёлое время стеклодувы пережили, а в 1992 году появилось ОАО "Ёлочка", которое функционирует и сейчас.

К концу "советского" периода на фабрику было завезено автоматическое оборудование, но налажено не было, и в период упадка экономики в период1990-х годах пришло в негодность. В настоящее время игрушки производятся практически полностью вручную, как и в середине XX века. На производстве окунаешься в атмосферу "первых пятилеток", а, возможно, и конца XIX века, видишь, как в тяжелейших антисанитарных условиях рождаются новогодние украшения.

Первый цех фабрики - горячий цех. Здесь в полумраке, шуме и жаре трудятся 50 женщин стеклодувов, выдувающих с помощью газовой горелки и своего рта из стеклянных трубок заготовки игрушек. Рабочий день длится 8 часов. За это время каждая работница должна изготовить 200-250 заготовок в зависимости от формы будущей игрушки. Сложность заключается в точности изготовления: диаметр шара, например, должен быть соблюдён с точностью до 1-2 мм. Чтобы стать хорошим стеклодувом, надо обучаться в течение 6 месяцев и не менее 2-х лет отработать на производстве. Но люди регулярно уходят - зарплаты маленькие.

В следующем цехе в специально приспособленных инженерами фабрики вакуумных аппаратах заготовки "алюминируются" - покрываются блестящим слоем. Дальше полуфабрикат поступает в цех первичной окраски и сушки, а затем в разные цеха, где игрушки вручную раскрашивают. Потом игрушки отправляют в упаковочный цех.

Время, кризисы, войны и проблемы не властны над стеклодувным мастерством. В наши дни ручной труд ценится повсеместно. А уж красивые и оригинальные изделия из стекла и подавно никого не оставляют равнодушными. Какие только украшения ни производят мастера: фигурки людей и животных, персонажи сказок, крошечные самовары и чайники, яркие шары и прочие оригинальные ёлочные украшения, расписанные вручную в национальных художественных традициях.

При ОАО "Ёлочка" создан небольшой музей, где собраны ёлочные украшения, изготовленные на разных фабриках, начиная с 1930-х годов и до наших дней. Посмотрите, какая красота!

Это ёлочные игрушки ещё наших бабушек, 30-40-х годов!

А это ёлочные украшения 50-60-х годов.

 новый год, ёлочные украшения

Эта красота уже нашего времени!

[

новогодний праздник, ёлочные игрушки

 новогодняя ёлочка, ёлка

А это первая новогодняя ёлочка после распоряжения Сталина вернуть народу Новогодний праздник с его символом - Новогодней ёлкой!

А эта красавица наших дней! Игрушки на ней именно те, которые изготавливаются здесь на фабрике. Появляется новая игрушка и сразу оказывается на этой ёлочке.

Вот такая красота создаётся не смотря ни на что и вопреки всему обыкновенными человеческими руками!

Огромное спасибо хочется сказать всем, кто причастен к этой красоте!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email