Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Всё о продажах > Работа на заказ: оно нам надо?

Работа на заказ: оно нам надо?

Виды творчества:   Разные виды творчества
Работа на заказ: оно нам надо? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Листая страницы Ярмарки Мастеров, каждый из нас встречал записи в статусах: "на заказ не работаю", "заказы не принимаю" и приписка - "извините". Почему же так много популярных и не очень мастеров выбирают такой путь? Причин может быть много:

  • Никто не обнимет необъятного. Работы мастера так востребованы, что и готовые уходят "в лет", поэтому времени на индпошив просто нет. Казалось бы, в таком случае нужно просто поднимать цену, но такой вариант не устраивает многих по идеологическим мотивам - мастер знает, что его изделие стоит ровно столько, сколько написано на ценнике, а переводить его в сегмент премиум-класса он не готов или не видит целесообразности (VIP-пинетки, скажем, - идея сомнительная, хотя и не безнадежная). Увеличение производства с помощью наемных рук тоже не всегда выход - сразу встают вопросы качества, авторский почерк может микшироваться, а изделия станут терять индивидуальность. Хотя это далеко не всегда так. Есть те, кто способен так все организовать, чтобы избежать подобных недостатков, да вот беда! - это уже совсем другая работа, и не каждый мечтает именно о ней.
  • Кризис перепроизводства идей. Еще один случай: у мастера столько своих задумок, что распыляться на чужие он не хочет. Что ж, позиция достойная уважения.
  • Я памятник себе воздвиг... У художника собственный, давно сложившийся стиль и особые эстетические пристрастия, которые не дают ему идти на поводу чужого мнения. Даже взяв заказ, он все равно воплотит только свои  задумки. Договариваться с таким об индивидуальном подходе - пустая затея. Подобный стиль поведения как правило позволяют себе сложившиеся, признанные мэтры, у новичка же есть опасность остаться непризнанным гением. Хотя, кто его знает, может это именно то, чего он хочет?
  • Пойди туда - не знаю куда. Именно так иногда выглядят запросы некоторых покупателей - с этим ничего не поделать, такова жизнь. Справится ли мастер с таким заказом, зависит скорее от психического статуса заказчика и стрессоустойчивости продавца.
  • Волков бояться - в лес не ходить. Если мастер осваивает новый вид творчества или вообще является начинающим в мире хенд-мейд, то некоторая осторожность и опасения браться за персональную работу (получится-не получится, кто его знает?), вполне объяснимы. При этом готовые изделия в таком магазинчике могут быть вполне качественными и профессиональными. 
  • Время - деньги. Подбор материалов, переписка, уточнение нюансов, отрисовка эскизов, примерки, переделки, фотографирование промежуточных этапов - все это требует времени, а заказчик не всегда готов это оплачивать.
  • Поспешишь - людей насмешишь. Зачастую покупатели выставляют достаточно жесткие временные рамки, а это для вдохновения - не есть гуд, а чувствовать себя сапером, у которого есть право только на одну ошибку, не очень хочется.
  • Экономика должна быть экономной. Работа на заказ может быть менее выгодна: всегда есть шанс по итогам работы получить короткое "я не так себе это представляла" и остаться в лучшем случае с небольшой предоплатой и изделием настолько специфическим, что искать для него нового покупателя нужно разве что среди марсиан. А в худшем - уйти в глубокий минус и не менее глубокую депрессию.
  • Что я еще забыла?

И не смотря на все это Ярмарка Мастеров - именно то место, где следует искать готовых к индивидуальным заказам мастеров. Что же они трудятся себе в убыток или не имеют своих идей? Вовсе нет и вот несколько причин, позволяющих им удовлетворить запросы заказчика и не потерять при этом свое лицо: 

  • Идеи рождают идеи. Обычные покупатели все необходимое для полного счастья найдут и в Ашане, ну, в крайнем случае, в Икее, а здесь, на Ярмарке Мастеров, творчески мыслят не только мастера, но и покупатели. Просто у последних, по разным причинам, не всегда руки доходят воплотить свои мечты в конкретном материале, а готовой вещи с нужными свойствами просто нет еще в природе. Им всегда нужно нечто с "перламутровыми пуговицами" и они обязательно будут искать того, кто способен это понять. Ну а где же искать такого, если не на на ЯМ? Покупатель такого вида нередко приносит мастеру идею, которая и человеку много лет занимающемуся своим делом в голову не приходила. Помните, что говорил незабвенный Шарапов про замыленый взгляд? Вот! Свежий взгляд иногда приносит невероятные плоды.
  • И опыт, сын ошибок трудных... Для новичка (отважного, заметим в скобках) заказ - это возможность приобрести бесценный опыт работы с новыми материалами, эксклюзивными техниками, редкими инструментами, ведь часть затрат принимает на себя заказчик. Даже чисто теоретически такие эксперименты творческому человеку могут быть интересны.
  • Через тернии к звездам. Индивидуальные задания способствуют повышению уровня мастерства (высокая ответственность, сжатые сроки подстегивают). 
  • Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Интересный заказчик дает нам шанс разнообразить свои возможности, расширять горизонты, узнавать новое и подталкивает к достижению новых вершин - ну, кто, скажите на милость, станет по собственной прихоти подковывать блоху? А так: "вы подковываете блох?" - "м-м-м... возможно... кажется, да...точно, да!"
  • Лишняя денежка карману не в тягость. Если работы мастера не расходятся как горячие пирожки, то упускать клиента, готового достойно платить за достойную работу, - откровенная глупость. 
  • Язык до Киева доведет (в свете последних событий звучит двусмысленно, но, честное слово, я имела в виду исконный смысл пословицы). Умение договориться с покупателем, помочь ему в выборе, вежливо, ненавязчиво подтолкнуть его к правильному решению - особое, не каждому доступное, искусство. Тот, кто терпелив, уверен в себе и своем мастерстве, добр и внимателен к людям, открыт для общения сможет достичь результата, которым будут довольны и горды обе стороны.  
  • Не секрет, что друзья не растут в огороде... Совместная творческая работа не может не отразиться на личных отношениях - как бы трудно ни строились они в процессе выполнения заказа, если все сошлось, - вы друг друга уже не забудете. Потому и не редкость случаи, когда такие люди со временем становятся настоящими друзьями, ну, или, на худой конец, добрыми приятелями. 
  • Всякая работа мастера хвалит. Вот тут не соглашусь с народной мудростью - не всякая. Когда ваши работы купили где-то в салоне, художественной галерее они для многих все равно остаются хоть и авторскими, но все равно несколько обезличенными. А о том, что эту брошку (картину, кофточку, тильду...) сделал мастер на заказ, будьте уверены, узнают все сослуживцы, соседи, родные и близкие счастливого обладателя. Ну и что с того, что он немного приукрасит свою роль в этом проекте? Такую рекламу (в некоторых случаях даже передвижную) ни за какие деньги не купишь! 
  • Дело мастера боится. Умение быстро и качественного работать на заказ во многих случаях (не во всех конечно) - показатель мастерства.
  • Право выбора. Даже те мастера, у которых в статусе стоит гордое "С удовольствием работаю на заказ", нередко отказываются выполнить какую-либо работу. Почему? Не нравится идея, заказчик сам не знает чего хочет, нет материалов, неважное самочувствие и т.д., и т.п... Древние китайские мудрецы считали, что если на пути слишком много препятствий, то стоит подумать - твоя ли это дорога? Наверное и нам следует быть поразборчивее, чтобы получать от работы удовольствие, приятное общение. и достойную оплату. 

Так как же ответить на вопрос, вынесенный в заголовок? Отвечу за себя: мне - надо. При определенном взгляде на жизнь это приносит радость и удовлетворение. А как поступать Вам - решайте сами :

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя. 

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох да заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Юрий Левитанский.

Ключевые слова: