> Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Шелкография

Шелкография

Виды творчества:   Дизайн и декор интерьера
Шелкография | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Существует точка зрения, что родиной шелкографии является Китай. И это логично, ведь именно там стали впервые производить и разрисовывать шелк. Сам термин «шелкография» означает рисование на шелке.

шелкография

Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя — примерно в 1185-1333 г.г. в городе Камакура, бывшего тогда столицей Японии. В этом городе в указанный период процветали все виды искусства, включая печать: декорировались доспехи самураев и украшения для коней. Сначала для этого применялся обычный трафаретный метод. Затем было изобретено гениальное новшество: поскольку резерв изображения полученный только путем вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорируемой ткани. 
Многочисленные примеры японских трафаретов, сделанных из волос или тонких шелковых тканей, свидетельствуют, как шелкография стала все больше и больше принимать характерные черты, свойственные этому типу печати. 

картины

По другой версии, шелкография возникла в Средиземноморье, где-то между Месопотамией и Финикией. Так, в районе Финикии находят матрицы, с помощью которых на ткань переводили рисунки. Уже тогда украшение производилось не с помощью ручного рисования, а полуавтоматических устройств, которые накладывали рисунки по принципу так называемой «множительной системы».

самая дорогая картина

В Европе распространение метода, происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жан Патильон начал выпускать обои. 
Во второй половине XVIII века эта технология распространяется по всему миру. И особенно в Америке, где с помощью метода шелкографии декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия. 
Ткань для "печатной рамы", изготовлявшаяся ранее из волос, стали делать из шелковых нитей и из кисеи, но это были ткани, с которыми было очень трудно работать. 

В 20 веке мануфактурщик из Манчестера придумал более оперативный и менее трудоемкий способ печати на ткани. Он на носил рисунки на сильно натянутый шелк, чтобы краска проникала глубоко в волокна ткани. Специальные машины наносят устойчивую краску на ткани с помощью матриц, часть ячеек которых пропускает краску, а часть задерживает, обеспечивая трансляцию рисунка на поверхность материи.

Если на ранней стадии своего развития, примерно до начала 1950-х годов, шелкография применялась преимущественно в промышленных и коммерческих целях, то сегодня она занимает одно из ведущих мест среди других способов создания визуально воспринимаемого, художественного образа. И хотя исторической прародиной шелкографии являются страны Дальневосточного бассейна: Китай (shikousa), Япония (katagami), в XX столетии она получила наибольшее распространение и использование в Европейской и Американской культурах - не только как одно из средств для изготовления копий в прикладной графике, промышленном дизайне, при создании факсимильных репродукций, или в сфере большой полиграфии, но в первую очередь, как один из самодостаточных видов авторского печатного искусства, обладающего ярко выраженными качествами, средствами и возможностями собственного выразительного языка, применяемого художниками всех направлений, в различных видах (графике, живописи, скульптуре) и жанрах изобразительного искусства. К шелкографии обращались такие разные мастера как: Гарри Готлиб, Ричард Гамильтон, Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Фернан Леже, Луис Лозовик, Эжен Морли, Хьюман Варсаж, Джексон Поллок, Джаспер Джонс, Бен Шан, Мери Корита, Рой Лихтенштейн, Джеймс Розенквист, Вилл Барнет, Адольф Готлиб, Джим Дин, Роберт Индиана, Клас Ольденбург, Малкольм Морли, Эдвард Ландон, Том Вессельман, Роберт Мадеруэл, Джимми Эрнст, Стюарт Девис, Виктор Вазерелли, Вилли Баумайстер, Эмиль Ванпу, Такесада Матсутани, Ау-О, Хиро Фуказава, Косуке Кимура, Тимур Новиков, Михаил Шемякин, Борис Бельский, Марина Кахмурова, Зураб Церетели, Николай Томарев и многие другие.

Вопрос о том, чем объяснить растущую популярность современной шелкографии, практически моментальное распространение ее по всему миру, быстрый и значительный успех у художников, интерес коллекционеров и критиков, представляет собой, на наш взгляд, вполне достойный предмет научного исследования, заслуживающий внимания, как теоретиков и историков искусства, так и культурологов, социальных психологов, философов.

Последнее десятилетие отмечено значительно возросшим вниманием как отечественных, так и зарубежных художников и искусствоведов к авторской шелкографии (сериграфии)1. Это следствие не столько популярности и даже моды на использование шелкографии, сколько закономерный результат динамичного увеличения удельного веса всего объема рассматриваемого явления, в контексте других феноменов современного искусства. О чем свидетельствует не только многообразие зарубежных, но и активно формирующихся в последние годы, отечественных Конференций 1996 года: «Шелкография и современное искусство в России», проходившая в Вашингтонском музее искусств «Коркоран». шелкографических мастерских и студий в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах и регионах России (например, недавнее открытие в Москве студии ручной шелкографической печати Ю. и М. Гельман ). Введение шелкографии в программы ряда художественных вузов страны, например, четырехлетний опыт использования и преподавания л техники на кафедре станковой и книжной графики СПб ГХПА (при этом надо отметить существование подобной практики в ряде Европейских стран и США с начала 1970-х годов, и первый эксперимент по обучению основам шелкографии, который был предпринят в Ленинграде, на базе графического факультета Института им. И.Е. Репина, в середине 1980-х годов Н.И. Кофановым).

О том же говорят прошедшие в нашей стране крупные международные арт-проекты и выставки; такие как: работа «Международной мастерской ручной печати» с 1991 по 1996 годы, привлекшая более 100 художников из 11 стран; выставки авторских шелкографий в Москве («Личный взгляд» - декабрь 2000 г., «Познание мира через осязание» -февраль 2001 г.), и Санкт-Петербурге («Энди Уорхол в Эрмитаже» - октябрь 2000 года), и целый ряд других персональных и групповых экспозиций.Автор научной работы:Парыгин, Алексей Борисович.

Энди Уорхол остается последние сорок лет одним из самых дорогих художников XX века. Он родился в 1928 году в США в семье эмигрантов из Словакии. Умер в 1987 году в США. Уорхол окончил отделение графического дизайна Питтсбургского университета, занимался рекламой промышленных товаров. Первый успех пришел к нему в начале 1950-х.

Уорхол работал в разных техниках, часто – в совершенно неожиданных. Он проецировал фотографии на холст и обводил изображение по контуру, применял метод трафаретной печати и другие технологии тиражирвания. Одним из первых в современном искусстве поставил производство работ на коммерческую основу. Уорхолл подверг ревизии само понятие «уникальное произведение». Каждый отпечаток его тиражной работы имел статус оригинала.

Для поточного производства он создал «Фабрику» - арт-студию, где работали его ассистенты. Однако подписывал вещи он сам.

С 1960-х годов Уорхол начал использовать для своих работ фотографии из газет, журналов и рекламных буклетов. Тогда были созданы его знаменитые серии портретов Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и др. медиазвезд.

С 1985-го по 2012 год рост стоимости работ Энди Уорхола составил 3400 %. По данным Bloomberg в 2012 году аукционные дома продали произведений художника на 380,3 млн долларов.

Фонд, созданный после смерти Уорхола, располагает четырьмя с лишним тысячами его работ и постепенно их распродает. Самая дорогая работа Энди Уорхола «Авария серебряной машины (Двойная катастрофа)» (Silver Car Crash (Double Disaster, 1963) продана на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за 105,45 миллиона долларов.

Шелкография «Кока-кола» (Coca-cola, 1962) выставлена на торги Christie's Chrisitie”s за 60 млн долларов.

история шелкографии

«Авария зеленой машины» (1963) продана в 2007 на торгах в Christie's за 71,7 млн долларов.

«Двойной Элвис» (одна из версий портрета) был продан на торгах Sotheby's за 37 млн долларов в мае 2012 гожда.

Самая дорогая картина,созданная методом шелкографии.

Энди Уорхол — «Авария серебряной машины». Продана за $105 млн, 13.11.2013

картина на шёлке

Картина размером 2,4 метра в длину и 4 метра в высоту состоит из двух частей. На левую сторону полотна художник нанес методом шелкографии 15 фотографий врезавшегося в дерево автомобиля. Правая часть картины, которая на протяжении последних 13 лет не выставлялась.

Ключевые слова:  

Спасибо большое, интересная информация!

Благодарю!!!Рада,что хоть одной из 146 просмотревших эта информация пришлась по нраву{#}

Информация дейчтвительно интересная ! Спасибо ! У меня сохранились остатки старинного японского кимоно, на котором применён именно этот метод печати , только обратным способом . То есть светлый рисунок на тёмном фоне, по рисунку нанесено тонирование и частично вышивка. Давно присматривалась, как это сделано , но всё руки не доходили до интернета. А тут вы подоспели! Спасибо большое ! {#}

Очень интересно! Спасибо!image

Спасибо, познавательно. Погуглила картины Энди Уорхол, честно не впечатлили. Однажды видела вышивку шелком в сочетании с росписью по шелку, не могла оторвать глаза.

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email