О Хундертвассере на ЯМ есть уже несколько публикаций: видео его картин под оригинальную музыку, эмоциональные личные впечатления мастеров от поездок в Вену и созерцания архитектуры этого удивительного творца. Я же с удовольствием прочитала эти статьи, побывала пару раз в Вене и в данном контексте мне нечего добавить, однако на Ярмарке довольно много работ, выполненных по мотивам его картин, а о Хундертвассере как о художнике сказано мало. Как-то так случилось, что с детства меня всегда увлекали в живописи и графике круглые формы, на тетрадных листках я часто рисовала всякие узоры из спиралек, загогулин и кружочков, возможно поэтому увидев работы Хундертвассера я сразу же прониклась к ним особой симпатией, да и смелые сочетания цветов тоже захватили меня.
Хундертвассера я очень люблю и как архитектора, и как художника, а в последнее время очень увлекаюсь его живописью и графикой, так что мне показалось интересным найти и донести до жителей ЯМ информацию о Хундертвассере как о художнике, о его взгляде на цвет, форму и содержание искусства.
Итак, Хундертвассер-удивительный творец, люди к нему относятся либо с обожанием, либо с некоторой неприязнью, но точно не остается равнодушным никто из узнавших и увидевших его произведения. А как же часто его работы «цитируют» при изготовлении украшений, одежды, даже керамической плитки!
Сам Хундертвассер с удовольствием брался за любую работу: разрабатывал дизайн жетонов для казино, телефонных карточек, почтовых марок и плакатов, флагов для Новой Зеландии и стран Ближнего Востока, выпустил коллекцию авторской посуды, Библию с собственными иллюстрациями, разрабатывал дизайн "Боинга 757", офомлял книжные обложки, строил летние деревни, рынки.
Первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры. Его произведения щедро разбросаны по миру. В Токио, например, установлена инсталляция «Памятник часам XXI века»; на вокзале Лиссабона - грандиозное панно из изразцов «Погружение Атлантиды»...
Трехмерные образцы монет, 1978
Марки
Плакат "ARCHE NOAH 2000 YOU ARE A GUEST OF NATURE – BEHAVE" 1981г.
Проекты телефонных карт, 1992
КОНДОР БОИНГА 1995 год.
Фреска для станции столичного метро Лиссабона, 1996-1998
Но что для меня загадочно, то это то, что несмотря на вышеcказанное, я постоянно сталкиваюсь с тем, что большинство людей совершенно ничего о нем не знают и это очень удивительно - Хундертвассер считается одним из самых популярных художников нашего времени.Феномен Хундертвассера принимается всеми, природа его таланта становится ускользающей, словно бы непостижимой. Искусство Хундертвассера оптимистично, мир картин гармоничен.
Направленность творчества Хундертвассера - не бегство от мира, а бегство в мир и желание изменения мира, изменения, конечно, такого, которое означает органическую эволюцию, а не революцию; столь глубоким оно станет в итоге.
Сначала Хундертвассер обратил на себя внимание именно как живописец в 1950 году. Его картины - это личная попытка найти ответ на существовавшую тогда ситуацию в современном искусстве. Хундертвассер отчасти устоял перед порывами и гипнозом авангарда - столь мало удовлетворяли художника его результаты. Он попытался найти свой собственный путь. Автоматизму он хотел ответить трансавтоматизмом - медленным "вегетативным" ростом картины из клеток-ячеек и линий - абстракцией, исполненной новых форм, формул и кодов.
Графика Хундертвассера сплошь состоит из кривых; любую его картину можно «разобрать», как конструктор, на ряд длинных закрученных линий. Многоцветная и геометричная, эта живопись лишь на первый взгляд может показаться слишком расплывчатой и абстрактной. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждая картина таит в себе особую концепцию. При этом надо добавить, художник создал огромное количество работ. Только при его жизни было издано 1 008 каталогов!
Источники его искусства - это плоскостность построения картины вкупе с отказом от перспективы ,тонкая структуризация плоскостных форм, роскошные цвета драгоценных камней и криволинейность: вибрирующая, очень чувствительная линия, вселяющая ощущение движения и жизни.
Незамысловатый шаблон
Флоренция, Casa Bargellini.
16 октября 1954.
Акварель по оберточной бумаге в форме выкройки, грунтованной мелом, цинковыми белилами и рыбьим клеем, прорисовано поверх с использованием смешанной техники.
Дом для деревьев и для людей – Два этажа Hahnsge – Вена, 1973.
20 x 30 см.
Смешанная техника: акварель, цветной карандаш, яичная темпера
и масло по картону с подготовленным льняным основанием
Шарики, растущие в цветочном горшке
Hahnsge, 1974.
43 x 47 см.
Смешанная техника: акварель, яичная темпера и масло на ДВП неправильной формы
и плохого качества с острова Ракино (Rakino), грунтованной мелом и поливинилом.
Катар
Остров Porquerolles, 1980.
48 х 50 см.
Смешанная техника: белая акриловая грунтовка и modelling paste heaps на клееной фанере,
законченной акварелью, акрилом, лаком, золотой и жестяной фольгой.
Неторопливое путешествие под солнцем
Опубликовано в 1969.
76 х 56 см (изображение – 67 х 42,5 см).
Шелкография в 10 цветов с металлическим тиснением в 7 цветов
Все взятые из традиции элементы своей живописи Хундертвассер с самого начала преобразовал в собственном поэтическом космосе и его ими дополнил. Это поэтическое - или духовное - измерение картины есть для него самое главное: шанс найти в своей картине мир, пригодный для жизни, иметь возможность "жить" в собственной живописи. Так, в картинах Хундертвассера кажутся "одушевленными" не только формы, но и их созвучия - даже когда коды не поддаются предметному истолкованию. Обратите внимание на спираль, которая с 1953 года стала главенствующим формальным мотивом живописи художника и чем-то вроде ее отличительного признака. Спираль, образуемая неравномерно растущей и зачастую разрастающейся линией, движение которой читается в двух направлениях, внутрь и наружу, присваивает себе мир картины и сливается с ним, но при этом всегда обвивает и защищает лишь себя.
Значительная доля воздействия живописи Хундертвассера исходит от цвета. Он предпочитает интенсивные яркие краски и любит класть первичные цвета непосредственно рядом - например, для пуантирования двойного движения спирали. Также он с удовольствием использует золото и серебро, вклеивая в картину тонкую фольгу.
«Когда вы сопоставляете дополнительные цвета (красный – зеленый, синий – оранжевый, фиолетовый – желтый), они начинают мерцать и сочиться. Я часто сидел подолгу в сумерках перед одной из своих картин и наблюдал, как синий цвет становится светлее и светлее, а желтый и красный цвета медленно темнеют, так что вся картина превращалась в свою противоположность. Это похоже на наблюдение за закатом и на то, как быть свидетелем превращения дня в ночь. Когда синий становится белым, а красный – черным, то я включаю свет, таким образом, возвращая цвета обратно. Я часто играю в эту игру с мерцанием, которая срабатывает только тогда, когда краски чистые, первичные и нанесены на определенные области, но не в смешанной технике и не с лессированием, не с техниками оттенков цвета и бесконтурными обтирками, которые обычно используются вместе с письмом маслом и акварелью.» Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser)
Содержание хундертвассеровской живописи определяют два больших круга мотивов: один охватывает мир форм, представляющих аналогии растительной вегетации и анимистической натуры, другой - архитектурные коды, дома, окна, фронтоны, заборы, ворота. Своеобразие живописи Хундертвассера еще и в том, что оба круга мотивов связаны неразрывно: вегетативные формы выглядят статично, упрочняются в архитектуру для долговечности, тогда как все построенное кажется выросшим органически, порожденным самой природой. Дома зачастую располагаются как бы внутри гор или холмов, заборы могут, словно трава, всходить из земли, башня с куполом-луковицей наглядно являет внутреннюю связь этих двух миров.
Техника его живописи тоже индивидуальна. Хундертвассер больше всего любит использовать собственноручно растертые или приготовленные краски, которые он наносит не смешивая. Точно так же он любит сам готовить грунты; для грунтовки, приготовления красоки и лака он разрабатывал разные собственные рецепты, которые должны гарантировать долгую жизнь его картинам. Во многих своих произведениях он использовал рядом масляные краски, темперу и акварельную технику, чтобы тем самым достигнуть эффекта контраста матовых и блестящих участков картины.
Живопись Хундертвассера обрела широкое признание - его картины находятся в самых значительных публичных и частных собраниях Европы, Америки и Японии, но не оказали продолжительного влияния на художников своего или следующих поколений. Хундертвассер остался аутсайдером, каким он был всегда. В историю искусства он войдет, пожалуй, как один из тех одиночек, каковые существовали во все эпохи наряду с господствующими течениями и каковые лишь с дистанции времени контрапунктно включались в портрет века. Позиция его живописи сегодня в единственном числе и не имеет параллелей. Это возводит ее в несоизмеримый ранг, но также и определяет узкие границы ее влияния.
В заключение я бы хотела показать несколько из интересных для меня работ мастеров ЯМ, вдохновленных удивительными творениями удивительного человека!
Пальто «Вечерний Хундертвассер» Анны Лесниковой
Брошь «Хундертвассер» автора Елена- «Броши от души».
Платок «Хундертвассер» автора «Батик «ArminiaOnSilk”
Большой браслет «Хундертвассер» мастерской «metalloFon”
Сумка «Дом Хундертвассера» Беллы Колосовой
Сумка «Домики Хундертвассера» автора MSbluesky
Хундертвассервазы автора Юлии Варнавской-Рогнеда
"Хундертвассерхаус" мастера "Lora Pavlova" (valenki-lo)
Батик-панно «Чудо-остров» автора Ирины Штукмейстер
И конечно же моя увлеченность его работами не могла не сказаться на моем творчестве, я начала новую коллекцию украшений «Мой Хундертвассер» (Впечатления), которую я представляла на Выставке художественного войлока и арт-текстиля «Новая жизнь традиций-5» в Санкт-Петербург.
Спасибо!