> Журнал > Публикации > Занимательные истории > Из истории Русского Пряника

Из истории Русского Пряника

Виды творчества:   Кулинарные сувениры
Из истории Русского Пряника | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 Хочу предложить вашему вниманию довольно интересноу статью. Не мою. Одной пряничной Мастерицы. Считаю, что  довльно познавательно узнать историю русского пряника.

Мария Матейко

Из истории русского пряника.
Издревле славилась пряниками Русь. Первый пряник был круглый и представлял собой смесь ржаной муки с ягодным соком. С 18 века пекли медовый хлеб – так именовались пряники до 11-12 столетия. Слово пряник происходит от слова пряности, т.е. «сухие духи» - семена душистых трав: имбиря, корицы, гвоздики, душистого перца, кардамона, которые непременно добавляют в тесто.
Пряники подавали к царскому столу, пекли их и в крестьянских семьях. Пряники, которые дарили знати в «почесть», пеклись по особому заказу и весили до нескольких пудов (в одном пуде 16,3 кг). Такой пряник доставляли на санях. В 17-19 веках в разных областях России печение пряников становится промыслом. Особенно славились пряники московские, архангельские, вологодские, вязьменские, городецкие, тульские, тверские – печатные, лепные, вырезные.
Печатные пряники делались при помощи деревянных форм – пряничных досок, которые вырезались из березы, груши и накладывались на тесто, отпечатывая на нем изображение.
Вырезанные пряники делались при помощи металлических форм, которыми вырезали фигурки, из темного медового теста, и обильно украшали затейливыми узорами из белого и розового сахара и даже специальной позолоты. Первоначально роспись глазурью выполняли палочкой; современные мастерицы заменили ее на рожок из пергамента. Большие пряники вырезали ножом.
Лепные пряники были распространены более всего на Севере в Архангельской области. Их делали без помощи форм, лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба. Из рук безвестных крестьянских скульпторов появлялись лошадки, птички, олени. Все эти фигурки назывались одним именем – козули. В старину говорили: «Без козули и праздник не праздник». Обычно козули пеклись на сятки в канун наступления нового земледельческого года. Козулями также называют вырезные пряники.
Пряники стали символом Нового года и Рождества. Их выставляли в окна в праздники, ими щедро одаривали колядующих, особенно детей. В сюжетах городских пряников смешались мотивы языческой мифологии и картинки русской жизни.
Много работало на Руси мастеров-пряничников; жизнь их произведений была недолговечна, поэтому особенно дороги те немногие образцы старинных русских пряников, которые сохранились до наших дней.
На долгом пути развития, расцвета и упадка пряничного ремесла значительным событием стало открытие сахара в свекле Маркграфом в 1747 г., совершившее переворот в кондитерском производстве. Сахар вошел в моду, выпекать пряники на сахаре стало делом престижным. Эта новинка все более оттесняла мед на задний план и наконец сахар вовсе вытеснил его. Качество пряников при жтом заметно ухудшилось, т.к. механическая замена одного сладкого компонента – меда другим сладким компонентом – сахаром не смогла восполнить свойства натурального продукта, собранного пчелой из нектара цветов, трав и деревьев. И не потому что пряник лишился медового аромата. Главное в том, что в сахаре отсутствует тот комплекс ферментов и других биоактивных веществ, которыми обладает натуральный мед. Именно благодаря ферментам меда пряник приобретает неповторимый вкус, аромат и свежесть.
Пряник таит немало секретов. Поэтому следует их хорошенько изучить прежде чем начинать готовить пряники.
Мука для пряников и коврижек годится как ржаная, так и пшеничная или их смесь в любых соотношениях.
Предпочтительнее натуральный пчелиный мед - по известным уже присинам. Можно использовать и сахар, но лучше если его доля не будет преобладать. Вместо сахара можно вводить различные сахарные сиропы (мятный, апельсиновый, шиповниковый, тархун) и особенно домашние припасы и заготовки. В том числе забродившее или засахарившееся варенье, предварительно протертое через сито для однородности.

Ключевые слова:  
 
Екатерина "Катины Пряники"

всегда рада))

Марьяна

Хочется еще добавить {#} Пряники на Руси были распространены прежде всего потому, что - это походный (дорожный, военный) хлеб. Медовый пряник не портится, его легко размягчить в воде и он очень питателен. Вот такой сухой паек воинов Древней Руси {#}

Екатерина "Катины Пряники"

хороший паек))) {#} сейчас бы так о воинах заботились...

Спасибо, очень интересная статья. {#} Меня само слово "пряник" завораживает {#}

(очень их люблю){#}

Екатерина "Катины Пряники"

{#} ох и я пряники обожаю

Екатерина, это пост Марии Матейко в моей группе (думаю, что хорошо вам знакомой) в одной всем известной соцсети, написанный в 2009 г. Насколько я могу судить, это компиляция 2-3 кусков текста из очень обширных и интересных статей про пряники, появившихся в интернете примерно 10-12 лет назад. Не уверена, что Марию можно назвать полноценным автором этой статьи, но это ничуть не умоляет ее информативного содержания. Вот только на аватар вашей публикации лучше было бы какой-нибудь красивый пряник поместить, всё-таки у нас тут рукодельный, а не кулинарный сайт, ведь и в старину было очень много красивых пряников, как печатных, так и расписных {#}. Да и в самом тексте хотелось бы видеть какие-нибудь иллюстрации: я понимаю, что фото своих работ автору любой публикации вставлять неудобно, обвинят в саморекламе, но в данном случае можно было бы использовать фото работ таких корифеев пряничного дела, как, например, Саблиной, Рыкалова, Малишавы или других архангельских мастеров старшего поколения.

Екатерина "Катины Пряники"

{#}

Ценный совет

Интересно и познавательно ..СПАСИБО!!!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email