Исскусство или ремесло: парадоксы продаж

Исскусство или ремесло: парадоксы продаж | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Наверно, каждый слышал не раз утверждение,что мерилом истинного искусства является рынок , который и отделяет зёрна от плевел, подменяя понятия искусства ремеслом,  художественную ценность - продаваемостью и потребностью.. Но даже в наше пародоксальное время  в прокрустово ложе рыночных отношений искусство не поместится: нельзя же в одну упряжку "загнать коня и трепетную лань".

Художник творит, пытаясь создать что-то новое, не задумываясь о коммерческой выгоде своего детища, а ремесленник изготовляет свою продукцию для продажи, достигая профессионального мастерства - но даже самый искусно изготовленный предмет не является произведением искусства, если в нём не участвует волшебное воображение художника. Гонясь за конъюнктурой и продажами, часто художник, незаметно для себя отворачивается от искусства, превращаясь в успешного торговца-ремесленника типа: налетай, не скупись, покупай живопись! Да и сама консервативная среда способствует этому: потребность человека в знакомом и привычном гораздо выше, чем в новом и неожиданном, поэтому слоники-ангелочки, кольца-брелочки, картины с лужайками-зайками и ковры с лебедями, сделанные на поток, выигрывают у художника без вариантов. Как-то я был на выставке картин: пейзажи природы, дорогие рамы( всё великолепно!), но выйдя за порог галереи я не мог вспомнить ни одну картину, хотя, похоже, они будут куплены.

У художника, безусловно, есть какой-то шанс, выделиться своим стилем и неподражаемостью (смотри выше), но пока он не станет брендом, его шибко и задорого покупать не будут. Пример великого Ван-Гога поучителен, при жизни он продал всего одну свою картину, хотя его любимый брат Тео имел несколько галерей в европейских столицах.  Да и вообще,  живопись, по сравнению с другими видами handmade, например, украшениями, менее востребована: вспомните у кого вы видели дома картины, а у скольких людей вы видели украшения? А? Соотношение 1:500 или ещё выше, а по деньгам даже не сравнивается! Для художника очень важно имя и имидж ( владелец картины, наверняка, знает автора), а владельцы украшений фамилию мастера назовут, если купили в интернете, а так, большая редкость. Даже смешно представить, что бабули из нашего дома назовут изготовителей своих колец-серёжек.

Но не будем заворачиваться по поводу статистики. Хватит о грустном. Не всё меряется деньгами. В отличии от ремесленника,  художник не сколько профессия, сколько состояние души, и творить и любить он будет, пока бьётся его горячее сердце.

Комментарии (102)

Сергей, Вы, как всегда, пишете здОрово.

Читаю Ваш блог.

...{#}

Я пишу и пейзажи и натюрморты и абстракции: без них ни как. Если это соответствует настроению. Я хотел сказать, что если художник пишет с душой, то это найдёт ответ в душах других, но прежде всего художник пишет для себя, чтобы быть в гармонии с самим собой,

Души зрителей( покупателей) должны быть настроены на одну волну с художником, иначе творчество художника не воспринимается и не принимается Соответственно и не покупается.

Да, хотя Френсис Бэкон, картину которого продали недавно за бешенные бабки, отнюдь, не вызывал отклики своих современников {#}

спасибо, в блоге я пишу то, что не всегда выразишь в картинах

Прошу прощения, убрала предидущий коммент. Думала, что Вас обидела...{#}

Adelina 15.11.2013

Ну, стены жилища украшают очень разным, поверьте, здесь, важно мироощущение хозяев этого самого жилища. В нашей плотно, начиная с коридора, завешанной квартире есть и гигантская мясорубка, и среднее поколение "стерлиговцев", и образцы наивного искусства, пейзажам же досталось место на шкафу - аккуратно, но "вповалку", так сказать. Наша семья, конечно, не показатель - муж - известный в СПб арт-обозреватель, а я арт-обозреватель по совместительству, так как пришлось осваивать смежные специальности , в связи с тем, что выставки нынче более востребованный СМИ "товар", нежели театральные рецензии. Плюс абсолютно все полотна и графика получены в подарок. Но вместе с тем, публика сейчас очень разная, и значительно более развитая, нежели в прежние годы, и есть немало людей, которые хотят повесить у себя не аля-голландцев или аля-Куинджи, а образцы концептуального искусства и иже с ними. Вам же, Сергей, для творческого развития, в первую очередь нужно побольше выставляться в арт-галереях и на выставочных площадках, "задружиться" с местными музеями, всё-таки живопись - это вид изобразительного искусства, и ничуть не handmade.

Аля голланцев или аля Куинджи - как-то скучно...

Но всё же, дома хотелось бы что-то позитивное видеть...

Да и <<аля>> денег может не хватить!
Показать все