Сакральный смысл славянской куклы

Сакральный смысл славянской куклы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мои славянки не являются точными копиями известных тряпичных кукол минувших веков, они 100% авторские. Но я сильно подозреваю, что авторской была каждая кукла, созданная нашими пра и пра-пра бабушками. Главное - следовать принципам, а принципы - у нас в крови, в генах, в духе и душе. Надо просто вспомнить!

Ведь кукла никогда не была обычной игрушкой для детей. Она была той самой первой азбукой и отражением жизни, учебником в познании мира и самого себя. Она была действующим лицом... да-да, без собственного лица, она была "лицом" и проводником божественного в каждом доме и каждой семье. Она участвовала во всех событиях семьи и рода, будь то  свадьбы, рождения детей или проводы усопших. Она "охраняла" людей и дома, урожаи и скотину. Она "сохраняла" опыт и мудрость предков, семейные устои и традиции. И самое главное, приобщала к этим обычаям детей, повторяющих в своих играх "взрослую" жизнь.

Основа куклы - эдакая колотушка, скрутка, столбик или палочка,  имела не один сакральный смысл.
Во-первых, это образ древнего столбообразного идола, олицетворяющего дух предка.
Во-вторых, разделённая красной перевязью на 3 части( по шее и поясу), основа являла собой модель мироустройства. Образ триединого мира - небесного, земного и подземного. Их еще называли мирами Яви, Прави и Нави. Это более сложные понятия и тема отдельного разговора

народная кукла, смысл куклы, кукла-столбушка, русский стиль    тряпичная кукла, кукла-оберег, славянская кукла

В третьих - вместе с руками получалась крестообразная фигура, указывающая на 4 стороны света. В триединой и четырехсторонней кукле зашифровывалась священная цифра мироздания 7.
Масса сказок, былин, пословиц, поговорок и различный учений подтверждает это: «Седьмая вода…», «Семь раз отмерь…», «Семеро с ложкой»… 7 братьев, 7 гномов, 7 богатырей,7 чакр, 7 тонких тел, 7 небо… и еще много-много!
И, наконец, само слово «семья» - семь раз «Я»! Величайшая ценность наших предков!
Но это еще не все. На столбообразную, фаллическую форму внутренней основы, являющую мужской образ, одевалась широкая пышная юбка и большая грудь, перетянутая косым крестом, как символ плодородия и женской сути. Столб, дух предка рождает новую жизнь в слиянии двух природных начал – мужчины и женщины.
По сути – простая тряпичная кукла является переходным мостиком от духовного к материальному и носителем кода мироздания.
Особенно яркое подтверждение тому – зольные куклы. Золой из домашнего очага набивали головы кукол, подтверждая тем самым цикл возрождение жизни от пращуров.
Головы - это отдельная история. Когда я делаю куклу, мне хочется положить ей в голову, на первый взгляд, странные вещи - спутанные нитки, кусочек смятой фольги, птичьи перья траву или зерно или золу... Каждый раз разное, иду по наитию и доверяю этому приходящему знанию.
В представлении наших предков, голова олицетворяла небо, считалась источником жизненных сил человека и его связи с Космосом. Не случайно волосы назывались космами. С открытой косой, украшенной лентами ходили только девицы Замужние женщины заплетали две косы и всегда скрывали волосы под убором. Считалось, что имея случайно упавший волос с головы жены, можно навредить всей семье.
Как пишут Галина и Мария Дайн в своей книге «Русская тряпичная кукла»: «...Кукольной голове было что скрывать. Ее набивку валяли из очеса собственных волос, шерсти животных, кудели, пакли, тряпок. Клали туда клубок ниток, что, видимо было связано с обращением к женскому божеству Макоши, прядущей нити человеческих судеб." ..."Родовой домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях сходился белый свет, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нити, обтягивая светлой тряпицей голову куклы...". Да! Лучше не скажешь. Прекрасная книга и замечательные исследовательницы! Очень рекомендую. На мой взгляд они лучше всех ответили на вопрос - почему славянская кукла не имеет лица:

идея куклы, ритуальная кукла, кукла без лица

Комментарии (5)

Леночка, замечательная публикация! {#} Забираю к себе {#}

Чувствуется, что все знания о славянской кукле прошли через душу и появилось своё восприятие, свой взгляд и своё прочтение народных традиций при создании кукол.

Желаю творческих успехов!

Берендейка 10.11.2013

Благодарю тебя, Оленька!

{#} Я так понимаю, что скоро появятся куколки в новых шикарных нарядах?

Берендейка 10.11.2013

Обязательно, но сначала хочу реализовать идею "взрослого" костюма. А на ткани у меня стоп-сигнал совсем не горит)), набрала красоты!

Да, костюм получится шикарный!