Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Чудные дела минералогического Бога...

Чудные дела минералогического Бога...

Виды творчества:   Разные виды творчества

Оказывается, чего только не увидишь, внимательно рассматривая камни и включения в них... И коленвалы, и патефонные ручки... Но - обо всем по порядку!

Сразу оговорюсь - к религии отношения не имею, в Бога не верю, и считаю, что не существует природных явлений, не имеющих объяснений с точки зрения "банальной" обычной физики. Но существует верхний порог знаний, от "высоты" которого и зависит возможность понять и объяснить то или иное явление. К сожалению, почти все мы, и автор - не исключение, не Эйнштейны и не Капицы. Потому для нас, и автор - не исключение, многое остается не понятым и непоняным...

Так и в мире драгоценных камней. Есть какие-то явления, понять которые я сам не могу, а коментраии профессиональных минералогов для меня звучат также, как человеческая речь для говорящего попугая - несколько раз послушав, могу повторить, в цивилизованном обществе могу даже сверкнуть знанием зубодорбительных терминов. Но если меня спросят, что означают эти жуткие трудновыговариваемые слова... Мне проще спрашивающего провокатора фэйсом об тэйбл, чем ответить.... :)

Вся эта преамбула посвящается паре камней, которые я хочу и могу показать, но котрые я хочу, но не могу объяснить. Я получил ответ от специалистов о том, как природа создает такие чудеса, но ни сознание, ни даже куда как более богатое воображение воспринять сии теоретические излияния пока не могут...

Кристаллы, кривые как патефонные ручки!

Купил на минерал-шоу кабошон кварца с многочисленными включениями. Все включения - кристаллики турмалина. Удивило то, что некоторые из них кривые чуть ли не как патефонные ручки! Может быть это и нормально, я помню "колечки" аса микрофотографии медвара (http://medwar.livejournal.com/) но там был какой-то очень уж специфичный минерал. А вот кривого турмалина мне видеть не доводилось...

кварц
Вот такой вот кабошон, длина его 2,5 см, почти плоский... Уже на этой фотографии видны "кривые" включения. Но первоначальное ощущение было, что кривизна "визуализировалась" из-за осмотра через верхнюю кривую же поверхность в результате искажений..

Поэтому следующее изображение было получено под микроскопом уже через дно кабошона, плоское и полированное. Увеличение 20х:

цоизит

Сомнений не остается - некоторые кристаллы действительно кривые!  Не буду (по крайней мере пока) рассказывать механизм их образования, я его и сам толком еще не понял. Потому просто покажу еще пару фотографий, и все. Прозрачные "кристаллические" включения, видимые на всех снимках - негативные одно- и двухфазные кристаллы.

Увеличение 60х:

танзанит

Увеличение 100х:

включения

~~~~~~~

Токарные работы времен динозавров, или - коленвал в танзаните!

Уж на что меня удивили турмалиновые патефонные ручки в кварце, но "настоящий коленвал", заключенный в танзанит - это оказалось нечто! Поначалу я не поверил своим глазам! Но - обо все по порядку.

Я достал из почтового ящика конверт с ожидавшимся камешком. Ожидался он как танзанит с чистотой не выше I1, то есть с видимыми невооруженным  глазом включениями. То ли интуиция пихнула локтем мое подсознание, а скорее всего  - праздное любопытство... Смешно сказать - я вообще не помню, когда я видел последний раз танзанит с существенными включениями...

Вот этот танзанит, небольшой, около полутора карата:

турмалин

Сразу сделал тесты, вот их результаты:

Показатели коэффициента преломления: 1.694 - 1.073, 1.698 - 1.706, 1.694 - 1.704, 1.699 - 1.706
Измеренный удельный вес: 3.37
Реакция в полярископе: анизотропный
Оптическя фигура в коноскопе: ничего не увидел
Плеохроизм, видимый в кальцитовом дихроскопе: 3 цвета, фиолетовый, голубой, светлый зелено-серый

Выводы: цоизит, разновидность драгоценного камня - танзанит.

Немного удивила по началу странная реакция на ультрафиолет - очень слабое зеленовато-соневатое свечение. Танзанит в принципе инертен в ультрафиолете. Но светится не весь камень, а только один из его боков и небольшая зона под площадкой. Такое вполне может быть из-за флюоресценции включений и рассеивания видимого свечения из-за довольно сильной анизотропности минерала.

До сего момента все было нормально, но потом.. При первом же взгляде в оккуляры пришлось ловить челюсть руками во избежание потерь зубов.... Увеличение 40х:

графит

Нечто, похожее на изломанный коленвал, состоящий из цилиндрических колен разного диаметра!  Возникло естественное и непреодолимое желание рассмотреть диковинку поближе.. :)

Увеличение 80х:

Tz 2 80x crop small

Глядя именно на эту деталь, сразу на ум пришла аналогия с токарной обработкой.. Четкие цилиндрические колена со следами "токарной обработки", выполенной "токарем" самого низкого разряда, типа как - учеником токаря...

Чуть позже в камне нашлась еще одна подобная деталюшка.. Она оказалась отброшена в сторону, типа как ненужная, или  - брак по размеру.. Деталька расположилась прямо под поверхностью павильона, причем, что очень здорово - с выходом на эту поверхность!

Увеличение 200х:

Tz 3 200x crop small

Рассматривая эту детальку под максимально доступным у моего микроскопа увеличением 320х (к сожалению, для фотографирования это недоступно), я обнаружил зернистость поверхности этого темного (на фото - черного) вещества.

К тому времени я уже получил кое-какие консультации от профессионального минералога, посмотревшего фотографии. Вид поверхности и информация от него сподвигли меня на еще один маленький, но непростой тест. Я взял микрохирургическую иглу и попытался слегка царапнуть черное вещество. Заняло это пару часов, пока наконец удалось выполнить задуманное. Если учесть огрмное увеличение и малюсенькое поле зрения, не превышающее 80 микрон, а также то, что камень находится в "нежнейшем" держателе, и минимально приложенное усилие тут же выдергивает камень из держателя... Короче говоря, я позаимствовал перо у одного из своих попугаев. Птиц не пострадал - перо уже лежало на дне клетки. Микрохирургическая игла настолько мала и легка, что запросто зацепилась за крючки пера и закрепилась в нем.Вот этой иглой, торчащей из пера, размер острия которой практически такой же, что и диаметр выхода включения на поверхность, я и пытался 2 часа поцарапать черный материал. Когда же удалось - сразу хорошо заметной стала появившаяся мелкая крошка!

Этот перно-игольный тест подтверждил ранее высказанное минералогом предположение - вклячение имеет однозначную минеральную природу, минерал - графит.

То, что графит является одним из типичных включений в цоизите/танзаните, известно любому начинающему геммологу. Я вроде как уже не начинающий, но я представить себе не мог, что графит, кристаллы которого обычно имеют пластинчатый табулярный вид (наподобие гематита) или же образуют сфероидные фигуры, способен сворачиваться в такие цилиндры!

Минералог (кстати - российский) объяснил мне суть процесса, но я пока не буду это дело пересказывать. Его рассказ настоятельно требует перевода с профессионального языка на русский!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email