Натуральное мыло и не очень

Натуральное мыло и не очень | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 В последнее время на прилавках магазинов, да и здесь, на Ярмарке, появилось огромное количество разнообразного мыла, и мягкого, и твердого, и воздушного, и жидкого, яркого и ароматного, натурального и не очень. Я хочу рассказать о действительно натуральном мыле, чтобы Вы могли хоть немного ориентироваться, подбирая мыло себе или в подарок.

Настоящее натуральное мыло делается по старинной технологии, проверенной веками, из натуральных масел ( растительных, животных, но ни в коем случае масел из нефти), воды и щелочи. В старину использовали отвар золы,  который содержал щелочь и массу посторонних веществ.  Современные мыловары используют химически чистую ( без примесей) щелочь.

Есть мнение, что щелочь - это яд. Да, это очень едкое вещество. Но еще в древности Парацельс говорил: "Нет вредных веществ, есть вредные концентрации". Вот, например, раствор пищевой соды в определенных количествах тоже содержит щелочь, а ничего, мы пользуемся). Да, с ней нужно обращаться осторожно, соблюдать технику безопасности. А при правильном расчете  в готовом к употреблению мыле свободной щелочи нет(!)  Все же я не стала упоминать слово "щелочь" в составе мыла, чтобы не пугать своих покупателей, но повторю: без щелочи мыло не образуется.

МАСЛА: натуральные растительные и животные, но только не масла из нефти, которые можно встретить в некоторых ( в основном, дешевых) кусочках промышленного мыла. Кстати, производители в промышленности часто используют продукты нефтепереработки - дешево, доступно, не запрещено. Например, чтобы мыло было твердым и имело привлекательный внешний вид, в него добавляют парафин и заменяют природный глицерин на искусственные добавки. Натуральное же мыло содержит много естественного глицерина, поэтому может размокать в мыльнице ( но при этом бережно относится к коже).

Натуральное мыло ручной работы  делают двумя СПОСОБАМИ: холодным и горячим. При холодном способе раствор щелочи смешивается с маслами вручную, путем смешивания достигается определенная  консистенция, затем добавляют при необходимости различные добавки (эфирные масла, глины, травы и др.) и выливают в форму.  Приблизительно через сутки застывшее мыло вынимают из формы, нарезают и оставляют "созревать" на 1.5-2 месяца. За это время в мыле происходит реакция доомыления, оно становится тверже. Такое мыло выглядит красивее, оно дольше смыливается, но это способ для терпеливых. Минус такого метода в том, что щелочь реагирует со всеми добавленными маслами и ухаживающими компонентами. И что получится в итоге, не известно(

При горячем способе после смешивания масел и щелочи мыло дозревает на горячей водяной бане в течение 3-4 ( а то и 5) часов. Несомненным плюсом такого мыла является то, что все добавленные в конце варки ухаживающие масла и другие полезности уже не реагируют с щелочью и сохраняют свои природные свойства ( тогда как при холодном способе никогда не узнаешь, какие масла прореагировали, а какие остались ухаживать). После застывания мыло нарезают и оно практически готово к использованию, но я выдерживаю еще несколько дней, чтобы оно подсохло и стало тверже.

ДОБАВКИ : тут уж есть, где разыграться фантазии. Я использую только натуральные и полезные - природные глины, какао тертое, натуральный шелк, мед и продукты пчеловодства, молотый кофе, травы и специи, сухие водоросли и морскую соль, инфузы трав и ванили, которые делаю сама, овсяные хлопья и  порошок горчицы, качественные эфирные масла. И это не предел! Природа очень богата, только надо изучить и научиться применять ее дары.

В натуральном мыле не допускаются искусственные красители, ароматизаторы и консерванты. Даже идентичные натуральным. Это мое стойкое убеждение.

А напоследок хочу привести состав популярной мыльной основы ( производства Англии), из которой делают яркое, ароматное мыло причудливых форм и расцветок. Стоит такая основа недешево. 

Состав:
Вода 25% - 50%
Глицерин 10% - 25%
Натрия стеарат 10% - 25%
Сорбитол 10% - 25%
Лаурат натрия 5 - 10%
Пропиленгликоль 5 - 10%
Лауретсульфат натрия 5-10%
Козье молоко 5-10%
Лаурилсульфат натрия 1-5%
Хлорид натрия 0,5-1,0%
Стеариновая кислота 0,5-1,0%
Лауриновая кислота 0,5-1,0%
Диоксид титана 0,1-0,5%
Пентанатрия пентенат < 0,1%
Тетранатрия этидронат < 0,1%

Есть еще основа китайского производства, которая стоит намного дешевле. Но она очень сушит кожу рук и неприятно пахнет (как-то приобрела для эксперимента; чтобы заглушить ее резкий запах, необходимо использовать очень большое количество отдушки). Это, конечно, тоже мыло, оно хорошо мылится, но можно ли его назвать натуральным?

Если интересно почитать еще про современное мыло и посмотреть картинки, тогда сюда: http://www.livemaster.ru/topic/895539-sovremennoe-mylo-kak-ya-rasskazyvala-o-nem-detyam?vr=1&inside=1

Спасибо, что дочитали. Надеюсь, кому-то будет  полезным.

С уважением, 

Марина.

Комментарии
Комментариев пока нет