Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Легенды и быль о голубом камне

Легенды и быль о голубом камне

бирюза

Бирюза – камень Востока – известна и любима там с незапамятных времен. В первую очередь, в нем привлекают необычайно чистые, небесно-голубые тона, нередко оригинальный рисунок, а также свойства этого камня.

Известно, что название камня происходит от персидского слова «фируза», означающее «одерживающий победу», «победоносный».

Начало поклонения этому камню можно отнести к далекой истории Древнего Египта. В развалинах города Абидоса было найдено несколько браслетов эпохи I династии, в их числе золотой браслет с фигурками священных соколов, инкрустированных бирюзой. Также голубым камнем отделаны золотые и серебряные ножны, обнаруженные в гробнице Хетен-Херес в Гизе. И в последующих (Среднем и Новом) царствах Др. Египта бирюза встречается во многих ювелирных изделиях.

Бирюзу древние египтяне добывали в безводной пустыне Синайского полуострова, «в шести днях пути верблюжьих караванов от Суэца».

А на территории нынешнего Афганистана, в погребениях древнего Кушанского царства (I – iii век нашей эры), найдены тысячи золотых предметов, украшенных бирюзой: короны, подвески, ожерелья, нагрудные украшения, ручные и ножные браслеты…

Стоит также упомянуть, что до нашего времени  дошли великолепные ацтекские ритуальные маски, инкрустированные бирюзой (музей американских индейцев в Нью-Йорке).

В Х – ХI веках главными рынками голубого камня считались Мешхед, Самарканд и Тегеран.

В арабских странах выше всего ценилась голубая, чистого, как ясное небо, тона бирюза – сорт абу-изхаки, менее – сулеймани – зеленоватая, еще меньше – ферули – с золотыми оттенками и абдулхамиди – белесоватая…

Такое деление бирюзы на сорта говорит о том, что она была необычайно популярна. Ею любовались, хвалились друг перед другом, оценивали отдельные камни и, конечно, приписывали им таинственные свойства!

Начиная от защитных свойств, а также таких как «носящий бирюзу будет жить в благоденствии и не видеть худых снов», заканчивая самыми невероятными! Так английский король Иоанн Безземельный, правящий в ХIII веке, считал, что бирюза, носимая при себе, должна обнаружить яд и спасти его от отравления…

Но более всего любопытно приведенное Дж. Горсеем, агентом  английской «Московской компании», описание суеверного отношения царя Ивана Грозного к бирюзе: «Посмотрите на этот чудесный коралл и на эту бирюзу, - говорил царь Горсею, - возьмите их: они сохраняют природную яркость своего цвета. Положите их теперь мне на руку , я заражен болезнью, смотрите, они тускнеют -  это предвещание моей смерти!»

Легенды о бирюзе, нередко, включались и в художественные произведения. Подобное есть у Омара Хайяма в «Ноурузнаме» и в повести А.И. Куприна «Суламифь»…

По восточным поверьям считалось, что голубой камень бывает молодым, зрелым и умирающим.

Хотя, уже в средние века знали, что этот камень портится от мускуса, сырости, огня и камфоры.

Еще в давние времена были попытки подделать бирюзу, а также «оживить» ее. Так среднеазиатский ученый Беруни (10 в.) считал, что она «оживает в руках мясника», т.к. животный жир способен оживить ее. Другой, более варварский способ этого времени, гласит, что ее можно «оживить», если натереть сырым мясом и дать проглотить индюку!

Я не стану подробно упоминать об одонтолите – или костной бирюзе, которая образуется в окоменелых костях ископаемых животных, путем замещения синим минералом – вивианитом. Так как это был один из видов подделки бирюзы.

Бирюза – это водный фосфат меди и алюминия. Образуется при выветривании пород, содержащих медь и фосфор. Встречается в виде сплошных масс, корочек, прожилок, желвачков, почковидных натечных образований, очень редко в виде мелких (штат Вирджиния США) кристаллов. В природных условиях состав минерала обычно не постоянен. В высококачественной голубой бирюзе содержание меди колеблется от 3,5 до 8,3%. Разными также бывает содержание воды и фосфора. Иногда в состав бирюзы входят примеси кремнзема, кальция, стронция, серы, органического вещества! В бирюзе из Кызылкумов содержатся зерна золота.

Обычно строение этого камня имеет скрытокристаллическую  структуру. Это плотная масса триклинных мельчайших кристаллов.

А теперь о были..

В легендах о «смерти» и «жизни» бирюзы есть крупицы истины. По крайней мере современные минералогические исследования это доказали.

Бирюза – соединение неустойчивое. Она пористая, легко впитывает жиры, ароматические вещества, и под их воздействием, а также под воздействием углекислого газа и других активных регентов теряет свой небесно-голубой цвет, становится зеленой, серо-зеленой и белесой…

Под воздействием высокой температуры бирюза окисляется, теряет молекулы воды, быстро изменяет окраску и переходит вообще в другое соединение.

Сейчас существуют методы и «омоложение» бирюзы при помощи уменьшения в камне ионов железа, которые также придают окраску камню. Тогда ионы меди начинают доминировать.

Вот такие легенды и были о голубом камне я хотела вам рассказать.  

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email