Резная брошь из дерева - где ты?

На днях мне захотелось сделать небольшой обзор  РЕЗНЫХ деревянных брошей. Почему я выделил слово «РЕЗНЫХ»? Потому, что я являюсь резчиком по дереву и, в первую очередь,  мне интересна именно резная составляющая предмета. Потирая в предвкушении руки и намереваясь побаловать своих читателей интересными фотографиями, я полез в интернет. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что фотографий качественных РЕЗНЫХ брошей практически не найти. Попробуем понять, почему дело обстоит именно так... Ввиду недостатка материала мне придётся немного видоизменить своё исследование, расширив тему от деревянных брошей до деревянных украшений.

Можно выделить несколько уровней обработки древесины мастерами, производящими хенд-мейд изделия.

1)Использование деревянной основы (резьба не применяется).  В этом случае, мастер покупает у промышленного производителя готовые заготовки для брошек, шкатулок, изготовленные на токарном и проч. станках, болванки фруктов, грибов, животных, птиц и т.п. Купленная болванка оформляется в соответствии со вкусом и умениями автора. К сожалению, окончательный результат часто скрывает натуральную  деревянную основу – например, роспись полностью  покрывает изделие. В этом случае, Вы сможете узнать о том, что оно деревянное только из описания к работе. Ощутить тепло натурального дерева, здесь, не получится. Продукция такого уровня, чаще всего, занимает сегмент недорогой «сувенирки» (встречаются, конечно, и приятные исключения из этого правила)…

брошь

2) Самостоятельное создание общей формы (силуэта) изделия. Обычно это происходит при желании создать оригинальную вещицу сложной формы.  Здесь мастер может применять как столярные инструменты и приспособления, так и специальные инструменты для резьбы.  На этом уровне часто используются электрические станки. Например, ленточная пила,  токарный станок и т.д. Далее изделие оформляется так же, как в первом пункте. Мастера, которые самостоятельно изготавливают силуэт изделия чаще создают интересные работы, порой это работы весьма хорошего уровня.

броши

3) Резьба по дереву (wood carving). Используется хенд-мейд мастерами реже, так как является достаточно длительным и трудоёмким процессом (в рамках этого исследования мы не говорим о машинной резьбе на дорогостоящих станках-копирах и промышленных лазерных резаках).  Процесс резьбы занимает большое количество времени, так как приходится создавать изделия, состругивая щепку за щепкой. Трудно подсчитать количество подобных движений резчика, необходимое для изготовления даже небольшой резной работы, по моим прикидкам,  оно исчисляется тысячами и десятками тысяч раз. Любое неверное движение (сняли лишний объём) способно отправить работу «в топку». Процесс может ускорить применение бормашины, правда не намного. По своей сути, это тот же ручной резец, только вращающийся – все движения и резы  выполняются вручную.

резная

резные

резьба

по дереву

дерево

из дерева

бижутерия

авторская

Итак, большие временные затраты, требующиеся от мастера при создании резных изделий, сильно удорожают их себестоимость. К тому же, играют свою роль фактор сложности изготовления резной миниатюры (применение увеличительных стекол, специального резного инструмента, необходимый высокий уровень профессиональных навыков мастера-миниатюриста и т.д.) Получается, что в нашем случае резчику трудно выдержать ценовую конкуренцию с мастерами, применяющими другие, более простые и современные методы и материалы.

Резчику по дереву остается уповать на создание нешаблонных вещей, работ с мыслью. Так я рассуждал, обдумывая факт отсутствия резных брошей на рынке. Получается, должны существовать оригинальные деревянные украшения высокого класса? Я искал, искал и кое-что нашёл. Представлю Вам работы нескольких достаточно известных мастеров (жаль, но в подавляющем большинстве речь идёт об иностранцах). Хотя не всегда в них прослеживается мысль и не всегда это «чистая» резьба, но они чем-то цепляют зрителей. Такие вещи чаще перешагнули уровень хенд-мейд и продаются, как ювелирные изделия.

блог

украшения

Natalia Milosz-Piekarska (Австралия):

авторские

Djurdjica Kesic (род. в Югославии, живёт в Австралии):

творчество

Iris Bodemer (Германия):

обсуждение

Lisa & Scott Cylinder (Америка):

TERHI TOLVANEN (Финляндия):

Удивлённый полученными в результате исследования результатами, я задал себе вопрос: «Интересны ли кому-нибудь кроме меня резные деревянные броши вообще и стоит ли  этим  заниматься?». Речь идёт не о дорогих ювелирных изделиях, а об авторских работах хэнд-мейд (в хорошем смысле этого слова) уровня. Нет спроса – нет потребления; спрос рождает предложение. Эти прописные истины известны каждому школьнику. В общем, продолжаю размышлять над данной темой и изучать вопрос более глубоко. ..

Пользуясь случаем, предлагаю мастерам-резчикам заняться разработкой и изготовлением действительно оригинальных РЕЗНЫХ брошей. Перед нами – непаханое поле, жаждущее сохи (в нашем случае, резца). Призываю мастеров, так как миниатюрная резьба по дереву весьма сложна, и не многие люди изъявляют желание ей заняться ввиду большой трудоёмкости процесса и прочих сложностей, о которых я говорил выше.  Всегда приятно познакомиться с новым мастером, от работ которого захватывает дыхание и у которого есть чему поучиться. Надеюсь, что вскоре таких мастеров в нашем круге станет больше.

Источник фото – интернет.

Комментарии (21)

Перечитал ещё раз информацию в отзывах. Получается, что в какой-то степени, состоялся профессиональный обмен мнениями резчиков по дереву. Это замечательно. Проблема обозначена - наши покупатели не привыкли к качественным, красивым и, соответственно, имеющим адекватную затраченному резчиком труду цену. Давайте напоминать нашим любимым покупателям (не только словами, но и делом) о том, что дерево натурально; о том, что оно красиво; о том, что это вовсе не дешёвый материал; о том, что на резьбу затрачивается значительно больше времени и усилий, чем на работу со многими другими соввременными материалами; о том, что украшения из дерева могут выглядеть дорого и стильно. Соратники по резцу, ведь всё это правда!

Благодарю всех за интересные отзывы и мысли.

Да, о кости тоже задумывался. Даже раздобыл бивень мамонта и попробовал резать. Интересный и благодарный материал. Но к дереву пока тянет больше. Хотя, если оценивать коммерческую составляющую, то по кости - выгоднее...

ЕленаVasilisa 27.10.2013

Очень понравились ваши работы Сергей:) когда вложено много труда сразу видно...панно очень понравилось... а больше всего наверное статуэтка птички - великолепно!

вопрос плагиата видимо тоже играет роль. Есть мастера с личными сайтами, минимум фотографий. На ярмарке они не выставляются тут

лучшие наши резчики "уходят в кость".

Мужчины вообще предпочитают резать садовых гномов бензопилой, а бижутерию не считают достойным для себя занятием.

те кто остается с деревом, такое ощущение что не дружат с

интернетом. Не видят современных тенденций, не понимают, что женщинам интересно, а что нет.

Сильно влияние СССР во всей деревянной бижутерии, дальше кулона из торцового спила не видят.

Времени нет, тормоз я. Все хочу открыть магазин, и все лень, некогда. Постараюсь предложить что- то новенькое из дерева.

Занимаюсь бижутерией из дерева. Всем нравится, все восхищаются, а толку. О ценообразовании автор публикации все верно написал. Думаю многих именно цена и останавливает. До сих пор муж за аренду мастерской платит т.к. сама даже на это не в состоянии заработать. За такие деньги (сколько стоит одно изделие на выходе) можно и золотое украшение купить. И огромнейшую конкуренцию среди бижутерии из самых разных материалов со счетов не стоит сбрасывать. Уже очень близка к тому, чтобы гномов бензопилой идти выпиливать.

Приобрела бы украшение или даже комплектик из ре3ного дерева с , даже не знаю как это называется, когда в материал вставляют медные или латунные полосочки. Инкрустация, наверное.. И очень нравится сочетание дерева и янтаря, прямо как ложка с мёдом! Были у меня такие серьги, купила в поездке по Золотому кольцу. По небрежности постиралались в кармане рубашки. Лак облез...{#} А заколку-автомат, приобретённую в Судаке лет ..дцать назад, как раз с простеньким резным узором по краю и металлическими перегородочками с иммитацией инкрустации (ето, когда отдельные фрагменты узора внутри перегородок окрашены разными морилками) ношу до сих пор. Деревяшечка обычная яблоневая, а качество исполнения и эстетично и практично. Говорят такие украшения соответствуют типажу женщина-осень: рыжеватые волосы и зелёные глаза. Так это я и есть {#}

О, пока я спал, на вопрос уже ответили.

Венеда, фотки брал из Яндекс-картинок и Гугл-картинок.

Ольга, благодарю за информацию.

Юлия, по цене (об этом писал в статье) -средние затраты времени на изготовление одной броши 3-3,5 полных дня (на Мотылька - 5). Получается, вроде, что недорого. А если заниматься более подробной и тонкой детализацией, то и неделя уйдёт не заметишь. Вот такая вот специфика ручной резьбы. Иногда, вещи (некоторые куклы и др.) бывает, месяц и больше времени занимают... Стоит учитывать это при покупке. Иногда очень хочется перейти на пластик или папье-маше для ускорения процесса (лепить умею, так как для большинства работ делаю эскизные модели из пластилина), но руки и душа просят дерева. Правда, ещё про керамику подумываю - очень фарфор нравится.

{#}

Очень понравились броши,но меня остановит цена-дорого.Хоть я прекрасно понимаю,что это ручная работа и вложено много сил и души,но дорого.ИМХО

вот почему-то брошь из пайеток за 5000 - нормально для ЯМ.

а из дерева - не-е-е-е не куплю, дорого!

Просто бисер, вышивка, войлок - как-то в тренде, популярней что ли.

Деревом "наелись" в советском детстве. Где в каждой столовой, школе, библиотеке и т.п. висели резные стилизованные панно, у всех были серые резные орлы на полке...

И предлагать сейчас в том же стиле, со следами "из-под резца" - как-то уже несовременно.

"Новенькие", впадают в Этно - всякие солярные знаки ,амулеты.. Да и это направление захватили литейщики, штамповщики и чпушники..

Вот и получается, что дерево новой волны - оно все на западе, в америке.

А у наших покупателей оно не популярно, потому что не раскручено. А не раскручено, потому что не только у покупателей но и у мастеров, дерево ассоциируется с этно-хиппи-"татьянка". Что это модно, элегантно, не обязательно этностиль и разделочные доски - об этом не все догадываются.

у МироДрев последние комбинированные брошки - просто чудо, надо продвигать идею в массы, чтобы покупатель мимо не проходил.

у Сергея птички очень трудоемкие, очень симпатичные с авторским почерком. Может надо "котлеты" отдельно? Я тут с советами лезу, хотя ничего не продаю. Но может бижутерию подать отдельно от всего остального? на два магазина поделить? Уровень мастерства общий магазин представляет, а вот продажа тех же брошек наверное страдает ,в общей куче визуально теряются..

Показать еще