Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Шарлатаны в искусстве

Шарлатаны в искусстве

Виды творчества:   Разные виды творчества
Шарлатаны в искусстве | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 На идею этой публикации меня натолкнула другая публикация, некоторое время назад появившаяся на ЯМ- речь в ней шла о слепой художнице, история которой почему-то сразу вызвала у меня подозрения) 

Но о ней- чуть позже, а сейчас- небольшое лирическое отступление на тему шарлатанства в искусстве) Знаю, что определённой части людей тематика этой статьи покажется неуместной: действительно, шарлатанство- понятие растяжимое, искусство- тем паче, и любая попытка оценить такие эфемерные категории всегда отдаёт вкусовщинкой.  

Кроме того, в этой статье я вообще не буду касаться изначально непонятных мне областей искусства- таких, например, как инсталляции или перформансы. Просто потому, что я в принципе не понимаю их посыла- это не значит, что его нет, это значит, что лично я его не понимаю, а потому рассуждать о нём не имею морального права.

А вот о темах более близких- попробую)

Итак, ранее ангажированная слепая художница Лиза Фиттипальди) Если верить многочисленным статьям в СМИ, история Лизы поражает воображение: в 1993 году бывший бухгалтер Лиза Фиттипальди стремительно начала терять зрения, и спустя буквально полгода перестала видеть вообще- различала лишь тусклый серый свет, от которого очень болела голова. Этот удар судьбы стал для Лизы настоящей трагедией, она впала в глубокую депрессию, целыми днями не вставала с кровати и вообще постепенно теряла интересе к жизни. Пока, в 1995 году, её верный супруг не решил бороться с депрессией Лизы радикальными способами: он купил ей акварельные краски и Лиза стала... рисовать! Конечно, знаний не хватало, а слепота мешала пойти учиться на курсах живописи, но упорная чета Фиттипальди нашла выход: Лиза стала учиться рисованию по аудиокнигам! И- о, чудо, научилась! Её картины вселяют оптимизм и буквально пестрят жизнерадостными оттенками и не менее жизнерадостными сюжетами!

шарлатаны искусство

занимательные истории

 Практически всемирную славу и признание Лиза получила после своего появления в шоу Опры Уинфри- как известно, большой любительницы сентиментальных историй) В настоящий момент Лиза издала несколько книг, является учредителем фонда помощи слепым и слабовидящим людям, кроме того, на собранные от продажи картин средства ей удалось провести серию операций на глаза, которые, вроде бы, даже частично помогли вернуть Лизе потерянное зрение- это информация с её оффициального сайта. 

Теперь к пикантным и менее оффициальным подробностям этой истории: по утверждениям некоторых злопыхателей, роль лизиного супруга в её творчестве сильно преуменьшается, что, на самом деле, он всегда направляет и корректирует движения Лизы, а по некоторым данным- и вовсе рисует все за неё- самой госпоже Фиттипальди остаётся, якобы, лишь подписать своим именем работы мужа. Естесственно, эта информация яростно опровергается и четой Фиттипальди, и их многочисленными поклонниками, которые утверждают, что феномен художницы- в потрясающей усидчивости, внутреннем зрении и фотографической памяти, которая позволяет Лизе в мельчайших деталях воспроизводить то, что она видела до наступления слепоты.

И- вуаля, козырная карта в рукаве фокусника- найдите 10 отличий)

На левой картинке- фрагмент фотосессии с Анжелиной Джоли 2000 года для журнала "Premier"- рука, держащая яблочко. На правой- картина Лизы Фиттипальди, 2001 года, с оптимистичным названием "Still Life"- по утверждениям самой художницы, на картине изображена рука её мужа.  Видимо, фотографическая память Лизы не останавливается в своём развитии и позволяет художнице вспоминать не только то, что она видела до того, как ослепла, но и предвидеть то, что появится на 5 лет позже этого печального события.

 А вот китайский художник-"феномен" Сяонан Сун- про него тоже совсем недавно была публикация на ЯМ. Стремительно набирающая обороты слава товарища Суна началась в тот день, когда художник-самоучка решил выложить на своём ютюбовском канале видео, в котором и продемонстрировал всем желающим, как лихо он умеет рисовать портреты двух разных людей двумя руками ОДНОВРЕМЕННО. Феномен Сяонана объясняют довольно распростарнённым синдромом- амбидекстрией- если верить Википедии, это врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. 

Но вернёмся к наделавшему шуму видео) Просмотры зашкаливают, и практически сразу же комментаторы делятся на два лагеря: одни утверждают, что видео- фейк, на нём два разных художника- левша и правша, и ищут различия в оттенках кожи и строении правой и левой руки. Вторые призывают не искать во всём подвох, и просто наслаждаться))

Я лично не буду перетягивать Вас ни  на одну из сторон, просто поделюсь своими наблюдениями: для начала, обратимся к физиологии. С точки зрения этой славной науки амбидекстры обладают амбицеребральностью- то есть способностью обоих полушарий, левого и правого, равноценно обрабатывать поступающую информацию- попеременно или одновременно. То есть человек, к примеру, может одновременно писать обеими руками, или одной рукой- рисовать, а второй- писать, как было в случае часто приводимого в пример советского мультипликатора и иллюстратора Владимира Сутеева. 

Теперь неожиданный переход: строение глаз хамелеона))) Хамелеоны отличаются от большинства позвоночных животных, в том числе, от человека, своей способностью к панорамному обзору. Достигаеся это за счёт того, что глаза хамелеона могут двигаться независимо друг от друга- то есть один глаз смотрит  на что-то, находящееся за спиной, второй- вперед и чуть вкрай. Человек таким полезным навыком, к сожалению или к счастью, не обладает) Движения его глаз- всегда параллельны- если не принимать во внимание случаи косоглазия- но это уже совсем другая история.  Даже у амбицеребралов, да.

Теперь еще раз взглянем на видео: совершенно очевидно, что рисунок копируется- это заметно и по манере рисования и по результату. Для того, чтобы копировать рисунок с фотографии, необходимо постоянно сверяться с оригиналом. Оригиналов- два. Человек должен обладать независимым зрением хамелеона, чтобы одновременно КОПИРОВАТЬ с двух рисунков сразу. 

Поэтому рисовать и писать одновременно- возможно. Даже, наверное, возможно РИСОВАТЬ один рисунок двумя руками сразу. А вот КОПИРОВАТЬ два разных рисунка одновременно- не представляется возможным с точки зрения жестокой науки физиологии)

Также в пользу фейковости видео говорит то, что многочисленные просьбы выложить видеозапись, на котором видно не только руки, а всего художника ЦЕЛИКОМ были полностью проигнорированы художником) 

Забавный факт: по одной из теорий, амбидекстрия чаще развивается у детей с синдромом дефицита внимания- так что в сам факт её наличия у товарища из Китая я охотно верю)

Следующим объектом моих искусствоведческих потуг станет целое направление в искусстве, обобщенно называемое гиперреализмом. Приставка "гипер", на самом деле, совершенно не означает, что абсолютно все работы в этом направлении нельзя отличить от фотографий- хотя некоторым из них делают именно такие, с моей точки зрения, слегка сомнительные комплименты) Мастеров, работающих в этом направлении, великое множество- это и уже неоднократно поминаемый в различных публикациях Патрик Крамер, и американский художник Bereaved, рисующий, по большей части, копии фотопортретов знаменитостей, и еще многие-многие-многие любители "чтоб было как на фото". Самой большой претензией, предъявляемой обычно гиперреалистам является отсутствие художественности в их картинах. Хотя это справедливо не для всех представителей течения- в чем я попробую убедить Вас чуть ниже) А пока- примеры работ в этой технике.

 Спорны и методы, которыми добивается такая суперреалистичность: в большинстве случаев отгадка проста- банальное и совершенно бездумное  копирование с фотографий на бумагу или холст, или перенос изображения с этой самой фотографии на холст с помощью проектора, и его дальнейшая отрисовка, напоминающая, скорее, корпение над сложной раскраской, чем работу художника) Кстати, такая отрисовка при помощи фотопроектора часто используется в дизайне интерьера- или, как в этом видео, при росписи гаражных ворот)

Кому как- а лично меня в этих работах не устраивает, в основном, не методы их получения, а какая-то обезличенность, отсуствие авторского видения- и, самое главное, выбор скучнейших объектов для копирования. Как любит говорить мой препод по рисунку- "Поищите сюжет получше") 

Но, конечно, не все гиперреалисты такие унылые)  Вот, к примеру, очень интересный, на мой взгляд, художник- Крис Вудс) В своих картинах Крис пытается изобразить влияние общества потребления на людей- откровенно говоря, не особо люблю социальную тематику в искусстве- но у мистера Вудса образы получаются довольно забавными и узнаваемыми- хоть порой и плосковатые. Однако не слишком изящный посыл, на мой вкус, гораздо лучше, чем вообще никакого) 

Также в жанре гиперреализма работают некоторые обожаемые мной скульпторы- но мне кажется немного неуместным сравнивать картины со скульптурой, хотя бы из-за огромной разницы в технологии их воплощения- поэтому подробно останавливаться на них я не буду, но назову любимчиков- возможно, кому-то будет интересно погуглить: это Рон Мьюэк и Патриция Пиччинини (надеюсь, написала правильно).

Под занавес: изначально в этой теме я очень хотела затронуть и её обратную сторону- обвинения в бездарности любого, кто по каким-то причинам не соответствует особенностям нашего восприятия прекрасного. Но потом решила, что эта тема- для отдельной публикации, и нужно либо раскрывать её в хотя бы общих чертах, или не трогать вовсе.  А потому- просто оставлю тут одну картину, в качестве напоминания об обратной стороне медали- Казимир Малевич, Портрет Матери

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email