Немного об истории русского и советского мишки

  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Мишки Тедди
Немного об истории русского и советского мишки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Об истории европейского и американского мишки статей написано (или переписано :-)) очень много. А что же в России с ее многовековым культом медведя? Озадачившись этим вопросом, я стала собирать информацию о русских плюшевых мишках.

Итак, что же мне удалось отыскать…

Дореволюционные мишки

Информации о дореволюционной истории российских плюшевых мишек очень мало. Конечно, и в Европе и в Америке мишки с подвижными лапами и головой (те, что мы сейчас зовем мишками-тедди) появились только в начале ХХ века, а России большую часть начала века было, мягко скажем, «не до игрушек».

Но ведь кукол же фарфоровых делали. Например, в Хотьково существовал фарфоровый завод С.Г. Дунаева, который выпускал фарфоровые кукольные головки, из которых в Сергиевом Посаде делали прекрасных кукол. Полюбуйтесь:

тедди мишка

история тедди

советский мишка

А что же с мишками? Простеньких зверушек (мишек, зайчиков, белочек), набитых опилками, шили в том же Хотьково монахини местного Покровского девичьего монастыря, и продавали сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде. Кроме мягких зверушек, монахини шили и продавали лоскутные мячики-погремушки, которые были очень даже знамениты. В таких мячиках берестяная коробочка с сушеным горохом обшивалась подушечками, набитыми мхом. Детвора эти мячики просто обожала.

тедди

Кому интересна тема, рекомендую книгу Галины Дайн «Лоскутные мячики из Хотьково»

Но речь сейчас о другом. Получается, в дореволюционной России мишек с подвижными лапками и не выпускали. Были дешевенькие мягкие игрушки, создаваемые местными умельцами или монахинями в монастырях для простого люда, а обеспеченные россияне покупали для своих отпрысков заграничных плюшевых мишек. Фотоархивы тех лет подтверждают такие выводы.

Советский мишка

Самое удивительное, что в период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось, хотя и, естественно, развития не получило. Например, на базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая продолжила выпуск мягких игрушек и простеньких, как прежде, и посложнее.

К слову, в других регионах России до 50-х годов мягкие игрушки выпускались такими же кустарными артелями. Шились игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами: А. Изергиной, С. Российской, С. Поливановой, М. Широковой и др.

Наиболее известной разработчицей выкроек для мягкой игрушки была Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама, коллекционера, исследователя игрушечного промысла, основателя музея игрушки (музей, кстати, по сей день работает в Сергиевом Посаде).

К сожалению, фото самой Анастасии Николаевны мне найти не удалось.

В 1937 году вышла первая книга А.Н. Изергиной «Производство мягкой игрушки». В книге были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания как текстильных кукол, так и мишек и других животных. Книга пользовалась большой популярностью. А в 1944 году, в войну, вышла вторая книга Изергиной в соавторстве с сестрой, М.Н. Бартрам, «Игрушки из ткани. Способы создания чертежей и выкроек». В книге подробно рассмотрены базовые методы построения выкроек разных игрушек, основанные на переложении изображения игрушки на бумаге в объем. Учтены также свойства долевой и поперечной нитей в ткани, из которой шьется игрушка, свойство ткани сильно растягиваться в направлении по косой. Отдельный раздел посвящен методам формирования мордочек игрушек с помощью утяжек.  Это издание было направлено на развитие творческого мышления людей, занимающихся созданием игрушек из ткани. В 1947 году книга была переиздана.

Электронную копию книги можно найти на сайте Оренбургской областной научной библиотеки им. Крупской. Я думаю, книга будет интересна и сейчас самому широкому кругу читателей. Мне она очень понравилась.

Итак, именно в 30-40 годах сформировался образ российского мишки, который мы знаем по сохранившимся экземплярам. В дальнейшем, к сожалению, массовое производство мягкой игрушки в СССР, а позднее и в РФ шло только по пути упрощения и, пардон, обезображивания образа мишки, созданного чудесными мастерами.

Но вернемся к «классическому» советскому мишке. В чем-то он похож на своих заграничных коллег, в чем-то отличается. Но давайте разберемся поподробнее

1. Выкройка

В отличие от своего заграничного собрата, голова советского мишки чаще всего шилась на основании выкройки мяча из 4 частей (голова европейского и американского классического мишки состоит из трех частей: 2 профилей и средней части – клина). Хотя, судя по книге Изергиной, на которую я ссылалась выше, шились в СССР и мишки по выкройке головы с центральным клином, на антикварных сайтах, а также в музеях игрушек чаще встречаются мишки с лобастенькой курносой головой, сшитой по выкройке, построенной на основании мяча.

Лапки у советских мишек толстенькие и коротенькие, что тоже отличает его от иностранных собратьев.

2. Материалы и цвет

Специальных материалов для мишек в СССР не выпускалось. В основном мишек шили из пушистой фланели и байки (зачастую это были остатки других швейных производств). Особые экземпляры (юбилейные и т.д.) делались из хлопкового плюша. Цвет всех мягких игрушек допускался только в духе «соцреализма». Яркие ткани и ткани с рисунком допускались только для игрушек в одежде (которая являлась составной частью игрушки и не снималась).

Конечно, и немецкие мишки в бедные годы делались из солдатского сукна, но большую часть времени, все-таки, использовались профессиональные материалы.

Глазки советских мишек делали из бусин или из пуговиц. На более поздних моделях специальные пластмассовые глазки просто приклеивали.

3. Набивка

Набивали мишек, как и везде, стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Последний вариант использовался достаточно редко, т.к. шерсть была дороже других вариантов набивки.

Голову мишек часто делали из папье-маше, а полом обтягивали или обклеивали материалом.

4. Крепления

Голову советского мишки чаще всего просто пришивали к туловищу, а крепление лап существовало в нескольких вариантах.

Первый вариант по сути мало чем отличается от классического крепления лап в иностранных мишках. Диски из фанеры, размещенные со стороны лапы и туловища, скреплялись пропущенной через них проволокой, как сейчас скрепляются шплинтом или болтом. Концы проволоки закручивались

Второй вариант крепления – это так называемый сквозной шарнир. Диски в туловище не вставлялись, а были только в лапах. Сквозь набитое туловище пропускали проволоку, которую в лапах закрепляли.

Со временем отверстие в туловище, через которое проходила проволока, растягивалось, и из мишки начинала сыпаться набивка.

Третий вариант крепления – веревочный шарнир. Вместо проволоки при этом варианте использовалась веревка, диски не вставлялись, а на лапах сверху крепление фиксировалось пуговицами.

К сожалению, идеология качества советских и западных мишек коренным образом различалась. Преимущественно советские мишки, как и другие «товары народного потребления», производились по принципу «главное – много, а качество не важно».  Может, поэтому не так много их сохранилось в хорошем состоянии до наших дней.

В то же время, не будь у советских производителей такого подхода, не появился бы в нашей литературе всеми любимый Чебурашка. Ведь его образ Э. Успенский создавал на основании  бракованного мишки – друга детства автора.

Вот несколько сумбурно рассказала я об истории российского/советского мишки. Надеюсь, информация была интересна и полезна.

Материал и фотографии для статьи взяты из Википедии, а также из других открытых источников в сети Интернет.

А я пойду дальше шить мишек… :-)

Комментарии (38)
Друзья, так как практически каждый комментарий содержит просьбу о книгах, упомянутых в публикации, рассказываю, как их найти поподробнее, т.к. ссылки выложить не могу по правилам, а рассылать каждому, уж извините, времени нет. Итак. 1. Книгу Изергиной "Текстильные игрушки" можно найти на сайте Оренбургской областной библиотеки. Проект Электронная библиотека (на главной странице баннер внизу справа). Также книга выложена на сайте Натальи Шепель в разделе История Тедди. 2. Книга "Лоскутные мячики из Хотькова" лежит во многих электронных библиотеках. Для того, чтобы ее найти, достаточно в поисковике ввести полное название книги. Всем приятного чтения и реализации творческих планов!

Светлана! спасибо за интересный материал! Если можно,- дайте ссылку на книгу " Игрушки из ткани" А.Н.Изергиной . Спасибо!

Спасибо за статью. До сих пор с детства помню подарок друга - мишку, набитого опилками. Мишка был для меня большой, около 50 см. (это я теперь понимаю). А что набит опилками, узнала, когда он порвался от старости..

Спасибо за статью! Люблю старые вещи и фото. Можно мне тоже ссылку на мячики, лоскутков скопилось много, нашью доче игрушек

и вот он с дружочком - тоже ссср

тело из единой выкройки.

Ой, какие хорошие! Фотография из "Лоскутных мячиков". Только у Ваших глазки пластмассовые. Такие михам стали приклеивать в районе 70-х годов. Хотя, могу и ошибаться.

а ко мне сегодня вот такое чудо пришло!!!

похоже, как у вас на фото! вот бы узнать год. может быть у вас сохранилась ссылочка - откуда фото ))

он ещё даже в той одежке, в которой пришел. вечерком начнем с ним мыться ))

Светлана, спасибо за интересную статью, было действительно интересно. И ксли вам не трудно скиньте мне тоже ссылочку на книгу. Спасибо!

Давным давно в 1967 году мой папа подарил моей маме мишку черного один в один модель как на первой фото,с ним играл мой старший брат ,играла я.Но как любой плюшкин я люблю хранить ценные душе моей вещицы и вот этот самый мишка попал в мою душевную коробочкуВсе конечно из моей семьи ,давно про него забыли.И вот на д.р. моего брата на 40 летие(т.е. в 2008 году, я подрехтовала,сшила штанишки и жилеточку и подарила юбиляру в тесной семейной компании .......можете представить эмоции всех! {#}{#}{#} ! Я к тому что -эти игрушки кажутся просто вечными.......

спасибо что напомнили о прекрасномimage

Янина 26.10.2013

Спасибо, Светлана. Мишка на первой фотографии поехал в музей, а олимпийский еще у меня.

Я б, наверное, не смогла такого милаху отпустить никуда image Видно, что любили его, в лобик часто целовали image
Ох, красавцы какие!

А это знаменитый Олимпийский мишка 1980 года

Я люблю больше наших Советских мишек с короткими лапами и большой головой. Наверно это идет с детства, но они мне кажутся более милыми.

А что 70-е годы это уже не история СССР? У меня были достаточно симпотичные мишки с хорошими подвижными креплениями лап и головы уже в 70-х годах!! А собачки, зайчики, еноты вообще очень классные были.. У меня была большая синяя лиса в сарафане..и это не импортные!! Я живу в маленьком провинциальном городке и в наш "Детский мир" завозили сугубо наши советские игрушки. Вот вспомнила!! Мне в 1974 году папа подарил большого медведя с подвижными лапами, мех искуственный с завитками, все лапы и голова подвидны.. не смотрела правда чем соеденены пластмассовые круги крепления.. Он до сих пор живет у мамы!!!

Сколько восклицательных знаков image В Вашем маленьком провинциальном городе (если Вы, конечно, правильно указали его) было несколько игрушечных производств (спросила у Яндекса). И, видимо, на этих производствах ситуация была лучше, чем в целом по стране image По данным статистики в 70-80 годах балласт бракованных игрушек по стране составлял миллионы рублей.

я живу на Украине в Харьковской обл. Игрушки любимый отдел, т.к я жила в доме, где на 1 этаже был единственный в городе "Детский мир" и изучить ассортимент у меня была возможность как минимум 2 раза в день лет с 4-5.. А еще мама работала в детсаду, где все эти игрушки можно еще и в игре опробовать..

ПЛЮШКИН (Delja) 26.10.2013
Спасибо за публикацию! С удовольствием прочитала и вспомнила своего Миху из детства. А один ГДРский (прсто мягкая игрушка), купленный на первую стипендию, до сих пор у меня живет.

Светлана, спасибо за статью, Тоже сразу же мне вспомнился мой старый Потапыч, коричневого цвета, со стеклянными глазками, набитый опилками и неимоверно тяжелый. Когда-то он был с меня ростом. Потом он перешел к моему брату, а потом к двоюродному брату. Что с ним стало потом -не знаю. Но там семья была достаточно обеспеченная, скорее всего его выкинули, зачем им старый плюшевый Потапыч. А жаль. Мишка этот был начала 60-х годов прошлого века, мне кажется, что он был с моего рождения, сколько себя помню, столько помню и его

Здравствуйте,

замечательная статья! Можно мне тоже ссылочку, пожалуйста!

Спасибо большое всем за отклики! Очень приятно, что мой труд был одобрен. Всем, кто просил ссылочку, кинула в личку.

Нас трое детей было в семье. Из-за болезни младшего мама не работала. И я помню как папа сдавал кровь, чтобы за 25 рублей (советских) купить ему Олимпийского мишку... Сколько радости было! Кстати, Ваш мишка Борис его чем-то напоминает... у него и ушкм повыше расположены, чем у других мишек... А у меня была советская кукла почти моего роста, по плечо где-то...

Можно мне ссылочку тоже? Очень информативная для меня статья!

Большое спасибо за материал, по случаю ко мне попал мишка, тот который оранжевый, и я предположила. что это 60 -е года прошлого века, ну так на вскидку. Приятно, что моя мысль подтвердилась. Хочу попытаться его привести в божеский вид (поистрепался), да боюсь чего - то. Пожалуйста киньте ссылочку про мячики (я буквоед со стажем, пригодится).

Очень интересно! Светлана, большое спасибо!!!

Спасибо за публикаци.

А у меня еще жив мишка, такой как коричневый на фото, где три мишки, белочка и собачка. Такой же потертый, но все детали целы.

LARCHIK Teddy world 25.10.2013

Светлана, спасибо ОГРОМНОЕ!!! Море удовольствия от прочтения)

Если не сложно, киньте мне тоже ссылочку)))

Пожалуйста image

Интересный экскурс в историю, спасибо. ) Очень интересно узнавать о истории и происхождении вещей. Особенно своих, родных.
Вот и происхождение Чебурахи узнала. )

Очень хорошие игрушки !!! Детство сразу вспомнилось !

Ой, спасибо! Так увлекательно! С большим удовольствием прочитала!

Спасибо за публикацию! Очень интересно было почитать, пойду на работу - деткам расскажу.{#}

Так Чебурашка.....Медведь!{#}

Светлана большое спасибо!!! Очень интересная и редкая публикация, с удовольствием почитала. И тоже больше всех понравились кошечка и собачка-подушечка похожая на мишутку!!!!

Не за что! Мне самой было очень интересно собирать материал по теме. Рада, что понравилось.

ой.. как же мне нравится заяц и кошка-подушечка.. аа.. мечта, а не игрушки)!!!

и очень интересно было. наконец про нашего родного мишку исследование сделали) спасибо, Светлана!

Спасибо,интересно. А книгу "Лоскутные мячики" в интернете не нашла

Ссылку кинула в личку