Схемы для браного ткачества на бердо.

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Ткачество
Схемы для браного ткачества на бердо. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте! Хочу поделиться с вами схемами для ткачества на бердо, которые я собрала из разных источников. Схемы красноватого и сиреневого оттенка взяты из книги "Традиционный орнамент. Текстиль", авторы - составители О. Б. Ворончихина, Е. В. Пестерев. Книга издана в серии "Народное искусство Урала". Схемы серого цвета я отыскала в книге "Традиционный орнамент Уфтюги. Ткачество и вышивка". Составители - Т. В. Кирсанова и О. Ф. Оленева. Черно-белые схемы - это попытки прорисовок узоров из книг  "Сокровища русского орнамента" М. Качаевой и "Народная вышивка Пудожья" О. И. Бакировой и В. М. Мининой. Конечно, у большинства опытных мастериц подобные схемы наверняка есть. Но вот начинающим ткачихам они могут пригодиться. Итак, приступим:

ткачество

схемы для ткачества

ткачество на бердо

браное ткачество

узоры

орнаменты

Как вы уже догадались, схемы представлены в горизонтальном направлении. То есть для определения количества нитей основы нужно подсчитать число клеточек по боковой стороне. Одна клеточка - одна узорная нить основы, на одну узорную нить приходится две фоновые нити (брань 2 к 1).

Чтобы рисунок был сплошным, узорные нити должны быть немного толще фоновых. К примеру, для фоновых нитей можно взять льняную пряжу, а для узорных - шерстяную, или льняную в 2 сложения.  Орнамент формируется только за счет подъема или опускаяния узорных нитей. Фоновые нити поднимаются и опускаются независимо от рисунка, в соответствии с ходом берда.

Если бердо у вас недостаточно широкое для выполнения больших схем, можно выполнить их по технологии двухсторонней брани 1 к 1. В ней на одну узорную нить приходится одна фоновая, и нити берутся одинаковой толщины. Но в этом случае придется потрудиться - необходимо менять положение и узорных, и фоновых нитей в соответствии с рисунком.

Ну, и конечно, все эти схемы могут быть вышиты швом "набор" или крестиком. Успехов в творчестве!

Комментарии (6)

Спасибо!

Всегда пожалуйста :)

Ирина 30.10.2013

Хорошая коллекция. Не хватает подписей с сутью орнаментов, чтобы знать для кого (мужчина/женщина...) и с какой целью применяется данный конкретный орнамент. Конечно, это большая работа. Но хотя бы в двух словах пояснить. А то от незнания наткёшь Макошь в подарок парню или ещё что-нибудь такое "коленце" вытворишь! {#}

Ну, если коротко, то всякие рогатые - извилистые линии (к примеру, схемы сиреневого цвета) - для мужчин. С женской фигурой (в данном случае Лада, рожаница) можно и женщине, и ребенку сделать. С оленем тоже самое. Третья схема снизу - в некоторых источниках символы называются "Лягушка" и "лунная дева" - чисто женская. Ну, схему с символом засеянного поля, думаю, пояснять не надо. Схема с косым крестом, на каждом конце которого еще по перекладине - Жижаль (белорусский символ), для лечения больных и ослабленных, защиты от болезней, хорошо для детей. А по остальным схемам у меня точных сведений нет. Вообще, значение орнаментов - это отдельная тема, весьма сложная. В разных источниках разное говорится... Лично я в основном ориентируюсь по ощущениям.

спасибо ....очень пригодилось

Татьяна, спасибо.Попробовала ткать, а схем нет.Интересное занятие.