История развития кожевничества

История развития кожевничества | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

   Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее либо комбинируя эти два примитивных способа дубления.

   Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, кожа, darkcenturiesизготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.

   Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. В Египте в Долине царей до сих пор сохранились самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н.э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона, - это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку.

   натуральная кожа, кожаные обоиС появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу, - пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше – они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего из изготавливали из недорогой кожи.

   С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т. п.

   В эпоху готического стиля (XIII – XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира.

   кожа натуральная, софьянВ эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.

   Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. В XVIII в. величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики – это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.

   В конце восемнадцатого столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чистоту линий модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом в отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом.

   Приятно знать, что наши древние предки – скифы тоже были мастерами обработки кож; в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V – I вв. до н. э. В качестве декора применялась в основном аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле). По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славяне был известен в VI – VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур.

   При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в XI – XII вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную функцию и были просты в оформлении, со временем их стали украшать слепой печатью штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом рельефным тиснением.

   изделия из кожи

   Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытный изделия русских мастеров – богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки – были широко известны. Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества из уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.

   В нашем стремительном и чересчур практичном XXI веке кожевенное ремесло не кануло в Лету ни в европейских странах, ни в России. Признанные художественные центры по обработке кожи существую в Италии, Германии, Румынии, Болгарии. Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.

история кожевничестваИздавна кожа считалась предметом сакральным и широко использовалась, да и сейчас используется, в различных ритуалах и изготовлении магической атрибутики и талисманов. Ведь кожа - это не просто материал, она была частью живого существа и в ней сохраняется частица его жизненной силы.

И, в общем, как ни странно это звучит, это её свойство ощущается и современными людьми. Ни одна технология до сих пор не позволила создать настолько живой, «теплый» и подходящий для человека материал. И пусть меняются стиль и дизайн, сегодня – в век синтетических и полимерных изделий – кожаные изделия остаются на пике моды. Как и многие тысячи лет назад – во времена скифов, шумеров и ацтеков.

Спасибо за внимание! С Уважением, магазин кожаных аксессуаров DarkCenturies

Комментарии (4)
Anjelideco 06.02.2014

Сергей, огромное спасибо за такой интересный материал. Тоже потихоньку коплю информацию, особенно интересно изучать историю ремесла изготовления сумок, в том числе женских. В одних источниках пишут, что женским сумкам не более 300 лет. Мужчины, мол, носили сумки, а дамы - нет. В других - что уже во времена становления Древней Руси женщины начали носить первые сумочки в форме кармана, "лакомки". Очень противоречивая информация. Чисто субъективно, не верю, что женщины не носили сумочки в том или ином виде уже в глубокой древности. Очень хочется найти побольше информации об этом, чем и займусь на досуге, надеюсь, он у меня появится....

Интересных, плодотворных и успешных изысканий и творчества!

Tori Jewelery 18.10.2013

это рекламма????{#}

а здесь любой мастер-реклама своего товара!!!

DarkCenturies 17.10.2013

У меня до 1 ноября проходит акция!!!! >Нажмите сюда< чтобы попасть на страницу распродажи!