Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > Волшебная тайна старинных узоров.

Волшебная тайна старинных узоров.

15.10.2013 22:11     Просмотров: 1053     Комментариев: 1     
Волшебная тайна старинных узоров. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Когда появился первый узор? Точную, или даже приблизительную дату не назовет никто. Но, без сомнений, это произошло очень давно. Еще до того, как люди научились прясть, ткать и вышивать. Была у меня в детстве книжечка хантыйского писателя Еремея Айпина «В тени старого кедра». Книга состояла из двух частей: на русском и на хантыйском языке. Так вот, в той части, где повествование шло на хантыйском, были показаны наиболее популярные орнаменты национальной одежды и предметов быта. На одежде узор выполнялся из кусочков меха белого и черного цвета, вплотную пришитых друг к другу. Что поразительно, рядом с каждой полоской «рогулек и закорючек» было название: «белка», «береза», «соболь», «олень», и так далее. Жаль, что эта книжка у меня не сохранилась. Некоторые исследователи полагают, что, когда нити и ткани уже появилась, а технологии узорного ткачества и вышивки еще не были развиты, орнаменты выполнялись из веревок, связанных в узлы и пришитых к одежде. Если вам интересно, можете поискать в Сети статью «Веревочный орнамент на Волхове».

Интересно и другое: зачем появились узоры? Казалось бы, ответ лежит на поверхности – для украшения одежды. Женщины таким образом пытались понравиться мужчинам, показать им свое умение и художественный вкус. Но слишком простое объяснение не всегда самое верное. Павлину легко казаться красивым: в течение множества поколений природа заботилась о расцветке его перьев. А нашим пра – пра – пра приходилось тратить огромное количество времени и сил на изготовление своих украс. Даже просто вырастить, заготовить, спрясть и соткать лен очень тяжело. Но, как будто этого мало, женщины просиживали долгие зимние ночи за браным ткачеством и вышивкой… И размер орнаментальных полос на станушках праздничных рубахах достигал в ширину до 40 см! А еще были поневы, сарафаны, пояса, головные уборы, рушники, одежда для членов семьи. Все это богато покрывалось узорами.

Кроме того, если бы орнаменты несли только декоративную функцию, мастерицы бы ткали и вышивали, кто во что горазд. Ведь фантазией они были не обижены. Но поражает тот факт, что похожие мотивы встречаются у народов, живущих порой на разных континентах. При этом если сходство мотивов в целом очевидно, разница в оформлении деталей и технологиях исполнения также заметна невооруженным взглядом. Изделия народов Азии поражают буйством красок и хитросплетениями извилистых линий. А вышивки на Русском севере в старину почти всегда выполнялись красной нитью по белому фону, белой по красному, или белой по белому. Поэтому их просто невозможно спутать.

Может быть, самые частые элементы орнаментов – дерево, женщина, птица, и другие – это подобие некоего древнего алфавита, и в них зашифрована какая-то информация? Или можно провести аналогию с генетическим кодом: всего четыре азотистых основания, но за счет разных вариаций их расположения существует все многообразие жизни на Земле (а может, и не только на ней). Как знать. По крайней мере, у меня при взгляде на старинные узоры, такие вроде немудреные, геометризированные и условные, всегда бегут мурашки по коже. В любом случае, орнаменты народной одежды – это часть нашей культуры, наших традиций. Поэтому их нужно попытаться сохранить и передать потомкам.

Современный человек чем-то похож на павлина: ему доступны все краски и фактуры ткани, можно создать самый невообразимый костюм. Было бы желание (и деньги, конечно). Но тяга к изначальному присутствует всегда. Недавно ехала в маршрутном такси, и мое внимание привлекла девушка в черной футболке. Футболка как футболка, вроде ничего особенного. Если бы не узор, выполненный пайетками – я не могла оторвать от него взгляд! И долго пыталась вспомнить, где я видела подобное. Лишь к концу пути у меня появилась догадка, что это как-то связано с Каргопольем. Дома, посмотрев статью о каргопольских вышивках – месяцесловах, я убедилась в своих ощущениях. Конечно, узор на футболке не был точной копией, но поразительно походил на них.

Так что традиционные народные орнаменты продолжают «работать» и сейчас, даже будучи включенными в ансамбль современной одежды. При взгляде на них мгновенно срабатывает чувство узнавания, какой-то подсознательный инстинкт. И человек подключается к невидимой и неведомой волне, связывающей его с предками.

На фото – каргопольский сельскохозяйственный месяцеслов, вышитый на женском переднике. Конец 19 века. Фото из статьи Г. П. Дурасова «Каргопольские народные вышивки – месяцесловы», Советская этнография, 3/1978.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз