Эти размышления были написаны в качестве дополнения к моей теме в валяльном сообществе
Сейчас, по прошествии многих лет я понимаю, что при выборе профессии в далеко советское время, я приняла верное решение. Мне повезло. Я застала замечательных мастеров и они меня очень многому научили.
Если говорить о первоначальной специальности, то правильно она называется так - портной верхней мужской одежды. Думаю, что сейчас не все точно знают, кто такой портной. Это мастер, который знает полный технологический цикл и имеет представление об изделии в целом, знает технологию каждого узла, который делает изделие от первой примерки до окончательной утюжки.
Портной верхней мужской одежды - на мой взгляд, одна из самых сложных и тяжёлых портновских специализаций.
И я хочу немного разъяснить иерархию портновских специальностей или специализаций - не знаю, какое слово здесь более уместно.
Под иерархией и сложностью, я подразумеваю скорее, не сложность обработки тканей, а наличие большего количество различных прокладок (технологический термин) для придания изделию формы, сложная влажно-тепловая обработка ВТО, умение видеть и понимать в изделии взаимосвязь всего разнообразия дополнительных материалов.
Самая лёгкая специализация - портной женского легкого платья. Платья, за очень редким исключением, шьются без подкладки. Ткани используются легкие, воздушные - шифон, крепдешин или чуть более плотные - бархат, панбархат, тафта и т.д. Хотя, не буду вводить читателя в заблуждение – ткани для лёгкого платья бывают, очень и очень сложными в обработке. Из влажно-тепловой обработки делается только самая несложная утюжка.
Следующие по сложности - портные верхней женской одежды. Здесь ассортимент более разнообразный. Тут и костюмы с юбками и жакетами на подкладке, пальто демисезонные и зимние. Ткани используются - лёгкие драпы и более лёгкие костюмные ткани и влажно-тепловой обработки здесь уже много. И самое главное - в качестве прокладок используется клеевые материалы, за очень редким исключением все пальто, жакеты, юбки шьются с подкладкой, а это уже более сложный уровень. Неправильно сделанная подкладка видна сразу - если смотришь со стороны, то кажется, что изнутри что-то зацепилось. Коряво немного, но думаю, понятно.
И самая сложная из всего профессионального ряда - верхняя мужская одежда. Вы вправе спросить - но ведь верхняя женская и верхняя мужская одежда похожи. Так, да не так. В мужской верхней одежде использовались драпы очень плотные и более тяжёлые, в отличии, от более рыхлых и лёгких женских драпов.
Во-первых, они мужчины - им и ткань должна быть соответствующая, а во-вторых, основное требование к верхней мужской одежде было сохранение формы.
И здесь, я подхожу к самому интересному. В мужской одежде, пальто и пиджаках, ставилась бортовка волосяная, волосяной столбик, ещё несколько дополнительных прокладок и всё это высгёгивалось до состояния брони. В отличии от тонкой и весьма условной женской.
Дополнительно ко всей этой броне – сложная формообразующая влажно-тепловая обработка утюгом в 5-6 кг. Что уж тут говорить о руках, привыкших, к ощущению плотности и тяжести материала. Может быть, поэтому в конце 90-х мне несложно было перейти на туристическо-армейский ассортимент рюкзаков, подсумков и много другого. Утюжильных работ там не было, зато тяжести и плотности материала – предостаточно, иногда даже слишком много.))
Как-то, несколько лет назад, пришлось мне искать работу. Вспомнила я свою основную профессию и была поражена тому, что ателье по типу люксов советского образца существуют! И мало того - в них заказывают мужские пиджаки по той старой технологии с волосяными бортовками и столбиками. И как мне сказали по секрету, заказывают в основном думские джентльмены; заказывают часто и помногу. Жаль только, что оплата труда портных не самая высокая.
К чему я завела этот скучный разговор о старине. И драповые пальто у нас мало уже кто носит, и в ателье, сейчас приходят для того лишь, чтобы подшить что-то или отремонтировать.
Я просто хотела сказать, что правильная профессиональная закалка никуда не девается. Мастерство, как говорят, не пропьёшь. И если учишься на сложном и, даже, очень сложном материале, то потом тебе уже ничего не страшно и всё - не такое уж и сложное. По сравнению с волосяной бортовкой, волосяным столбиком и кучей других прокладок, всё остальное – сущие мелочи.
И, чем больше проходит лет, тем чаще вслух и мысленно я говорю "спасибо" мастерам, давшим мне в руки бесценные профессиональные навыки, знания и умения, которыми пользуюсь и по сей день.