Портной. Несколько слов о моей профессии.

Портной. Несколько слов о моей профессии. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Эти размышления были написаны в качестве дополнения к моей теме в валяльном сообществе Валяние и профессиональная влажно-тепловая обработка. Соединяем технологии?

Сейчас, по прошествии многих лет я понимаю, что при выборе профессии в далеко советское время, я приняла верное решение. Мне повезло. Я застала замечательных мастеров и они меня очень многому научили.

Если говорить о первоначальной специальности, то правильно она называется так - портной верхней мужской одежды. Думаю, что сейчас не все точно знают, кто такой портной. Это мастер, который знает полный технологический цикл и имеет представление об изделии в целом,  знает технологию каждого узла, который делает изделие от первой примерки до окончательной утюжки.

Портной верхней мужской одежды - на мой взгляд, одна из самых сложных и тяжёлых портновских специализаций.

И я хочу немного разъяснить иерархию портновских специальностей или специализаций - не знаю, какое слово здесь более уместно.

Под иерархией и сложностью, я подразумеваю скорее, не сложность обработки тканей, а наличие  большего количество различных прокладок портной, швейное мастерство, работа(технологический термин) для придания изделию формы, сложная влажно-тепловая обработка ВТО, умение видеть и понимать в изделии взаимосвязь всего разнообразия дополнительных материалов.

Самая  лёгкая специализация - портной женского легкого платья. Платья, за очень редким исключением, шьются без подкладки. Ткани используются легкие, воздушные  - шифон, крепдешин или чуть более плотные - бархат, панбархат, тафта и т.д. Хотя, не буду вводить читателя в заблуждение – ткани для лёгкого платья бывают, очень и очень сложными в обработке. Из влажно-тепловой обработки делается только самая несложная утюжка.  

Следующие по сложности  - портные верхней женской одежды. Здесь ассортимент более разнообразный. Тут и костюмы с юбками и жакетами на подкладке, пальто демисезонные и зимние. Ткани  используются - лёгкие драпы и более лёгкие костюмные ткани и влажно-тепловой обработки здесь уже много. И самое главное  - в качестве прокладок используется клеевые материалы, за очень редким исключением все пальто, жакеты, юбки  шьются с подкладкой, а это уже более сложный уровень. Неправильно сделанная подкладка видна сразу -  если смотришь со стороны, то кажется, что изнутри что-то зацепилось. Коряво немного, но думаю, понятно.

И самая сложная из всего профессионального ряда - верхняя мужская одежда. Вы вправе спросить - но ведь верхняя женская и верхняя мужская одежда похожи. Так, да не так. В мужской верхней одежде использовались драпы очень плотные и более тяжёлые, в отличии, от более рыхлых и лёгких женских драпов.

Во-первых, они мужчины - им и ткань должна быть соответствующая, а во-вторых, основное требование к верхней мужской одежде было сохранение формы.

И здесь, я подхожу к самому интересному. В мужской одежде, пальто и пиджаках, ставилась бортовка волосяная, волосяной столбик, ещё несколько дополнительных прокладок и всё это высгёгивалось до состояния брони. В отличии от тонкой и весьма условной женской.

Дополнительно ко всей этой броне – сложная формообразующая влажно-тепловая обработка утюгом в 5-6 кг. Что уж тут говорить о руках, привыкших, к ощущению плотности и тяжести материала. Может быть, поэтому в конце 90-х мне несложно было перейти на туристическо-армейский ассортимент рюкзаков, подсумков и много другого. Утюжильных работ там не было, зато тяжести и плотности материала – предостаточно, иногда даже слишком много.))

Как-то, несколько лет назад, пришлось мне искать работу. Вспомнила я свою основную профессию и была поражена тому, что ателье по типу люксов советского  образца существуют! И мало того - в них заказывают мужские пиджаки по той старой технологии с волосяными бортовками и столбиками. И как мне сказали по секрету, заказывают в основном думские джентльмены; заказывают часто и помногу. Жаль только, что оплата труда портных не самая высокая.

К чему я завела этот скучный разговор о старине. И драповые пальто у нас мало уже кто носит, и в ателье, сейчас приходят для того лишь, чтобы подшить что-то или отремонтировать.

Я  просто хотела сказать, что правильная профессиональная закалка никуда не девается. Мастерство, как говорят, не пропьёшь. И если учишься на сложном и, даже, очень сложном материале, то потом тебе уже ничего не страшно и всё - не такое уж и сложное. По сравнению с волосяной бортовкой, волосяным столбиком и кучей других прокладок, всё остальное – сущие мелочи.

И, чем больше проходит лет, тем чаще вслух и мысленно я говорю "спасибо" мастерам, давшим мне в руки бесценные профессиональные навыки, знания и умения, которыми пользуюсь и по сей день.

Комментарии (29)

утюг в 5-6 кг{#} Ирочка, Вы меня поразили до глубины души{#}

Ольга, ну такая тяжесть была раньше. Сейчас таких утюгов днём с огнём не найдёшь. А жаль....тяжёлый утюг половину работы за тебя делает {#}

LoLo 23.03.2015

Дорогая Ирина! Спасибо за прекрасное объяснение! ОЧЕНЬ трудно сегодня объяснять людям, что портная и швея не одно и то же. Сама училась на женский верх и на мужской.

Так как технологии за 20 лет сменились совсем, возможно и оборудования старинного нет в продаже. По большому счету все можно исполнить даже просто иголкой и чугунным утюгом, просто времени больше уйдет. А сегодня главный критерий- это "быстрей-быстрей". Много появилось приспособлений новых , чтоб ускорить процесс выпуска. И лапки такие-сякие, и отпариватели различные, а уж клеевых разных не счесть....

Нас учили все делать руками ( простегивать, прошивать, проутюживать через тряпочку и проч). А потом остыть должно, отвисеться...

Даже брюки отутюженные должны отвисеться ( лучше ночь). Если вешать аккуратно каждый день, то утюжка может продержаться несколько дней ( но так то ткань другая была). А уж пальто и подавно.

Оборудование не так важно, как мастерство самого портного...Спасибо нашим учителям-мастерам...

Кстати, учитель раньше назывался в училище мастер...А сейчас?

В советском союэе в училищах назывался мастер производственного обучения.

Как сейчас называется не знаю, да и есть ли сейчас училища....................?

Да, к сожалению, в валяльном сообществе бытует мнение, что "нет навыков шитья – и не надо, можно обойтись... Можно делать одежду ничего не зная о ее производстве." Или бытовало. Время расставляет все по своим местам. Мастера, делающие качественную одежду так не думают, а покупатели видят разницу в изделиях. Ваши знания очень востребованы.

Татьяна!

Ваше мнение, как мастера валяния очень важно и ценно для меня)

Спасибо!

Dinslava 15.03.2014

Работы у Вас замечательные,сразу видна рука мастера с высокой буквы!

Дина, спасибо)

Это точно, то что талант и мастерство не пропьешь и профессиональная подготовка дает о себе знать. Ирочка, это видно по тому, что и как ты делаешь. Удачи!

Ниночка! Спасибо, дорогая! Всегда рада тебя видеть {#}

Показать еще