Обновление пароля

 >  >  >  > Деревянная игрушка. Выпильные фигурки

Деревянная игрушка. Выпильные фигурки

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Игрушки

У меня собралось множество материала, далеко выходящего за пределы одного поста, но, пожалуй, он больше информационный, чем иллюстративный. И тем не менее, тем не менее...

История деревянной игрушки уходит корнями в прошлое более чем на четыре столетия. Так как относительно легкая в обработке древесина всегда была в избытке, то она и стала идеальным сырьем для изготовления игрушек. Но, что важнее всего, дерево такое живое, и в то же время, бренное. Оно стареет вместе со своим хозяином, часто становясь потом объектом страсти коллекционеров.

Производство игрушек в Германии началось благодаря горнорудному делу - когда горное дело переживает свои не лучшие времена, шахтёр становится резчиком по дереву и изготовителем игрушек. Все когда-то кончается. К началу XVII века стали заканчиваться запасы полезных ископаемых в Рудных горах, а вместе с ними – и работа для простых рудокопов. А богатство местных лесов способствовало бурному развитию новой отрасли.

история игрушки

Thoma, Hans (German, 1839-1924) Title unknown 1920

В «Княжеском Уложении по дереву 1588 года говорится, что уже в XV веке игрушки из дерева распространялись по стране бродячими торговцами. Первые упоминания о деятельности токарей по дереву относятся к середине 17-го века. Как свидетельствует хроника, зимой 1699 года один из местных жителей собрал свои токарные поделки и отправился на ярмарку в Лейпциг. Добирался он туда долго, но вернулся довольный – все удалось продать с прибылью. Вскоре в округе появилось уже полтора десятка токарей. А к 1843 году упоминается уже 800-900 семей (!), живших за счёт производства игрушек. Как правило, мужчины вытачивают и вырезают детали, а женщины аккуратно красят, клеят и собирают игрушки. Все делается вручную, работа мелкая, кропотливая и требует аккуратности.

Разница между спросом и предложением определяла оформление игрушек. Мастер-деревообработчик, часто вопреки своему художественному чутью, должен был дёшево и быстро производить изделия, которые хотел иметь предприниматель. Сами мотивы местного народного искусства фальсифицировались, превращаясь в дешёвый безвкусный суррогат.

Примерно с 1800 года выточенными из деревянного профиля животными, выпильными фигурками, заполнялись ковчеги. В Англии и Америке набор «Ноев ковчег» пользовался наибольшим спросом, так как был единственной игрушкой, которой в пуританских семьях разрешалось играть детям даже по воскресеньям. Наборы были разные – от самых простых с несколькими зверюшками, до великолепно исполненных с более чем 300 (!) парами животных!

Профильные или выпильные фигурки из-за низкого дохода назывались «грошовым скотом» или «жалким товаром».

деревянная игрушка

Brooker Harry «Afternoon Games» (дети, играющие в «Ноев ковчег»)

Выпильная деревянная игрушка создаётся на токарном станке, а затем - если это необходимо - обтачивается вручную. В этом и состоит отличие её от резной. Свежесрубленные еловые стволы без сучков превращаются при помощи стальных труб и резца в кольца, поперечный срез которых представляет собой профиль определённого животного.

image

Затем мастер разрезает ножом кольцо на 50-60 ломтиков одинаковой толщины, другой мастер подводит контуры животных, приклеивает им хвосты и рога и разрисовывает их. Для раскрашивания игрушек довольствовались соком черники и другими дешёвыми красками.

image

image

Отдельные фигурки ранее доставлялись на рынок упакованными в коробки из древесной стружки.
Поэтому торговцев игрушками называли «коробейниками».

image

Серебрякова, Зинаида Евгеньевна (Россия, 1884-1967)

image

Berthe Morisot «Eugene Manet and His Daughter at Bougival»
«...Эжен Мане смотрит на свою дочь Джули, которая играет с деревьями и зданиями игрушечной деревни, построенной на дощечке, лежащей на его коленях...»

image

Степура Елена Илларионовна «Дедушкин чердак» 2005

image

Татьяна Дерий «Стёпик» 2010

image

Dargelas Andre Henri (French, 1828-1903) «The Doctors Visit» Private collection

image

American 19th Century «Girl with Toy Rooster» 1840

image

Серебрякова, Зинаида Евгеньевна (Россия, 1884-1967) «Сергей Прокофьев» 1927

image

Renoir Pierre Auguste (French, 1841-1919) «Child with Toys. Gabrielle and the Artist's son Jean» 1895

image

Edward Hersey «The toy shelves»

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email