Горошек, или "точка-полька"

Горошек, или

     Немного истории. В Швейцарии в середине XVIII века появилась материя, название которой в переводе звучало как «швейцарский горошек». Изначально это был тончайший полупрозрачный батист в очень мелкую крапинку. С годами «швейцарский горошек» видоизменялся – он стал вышитым, вытканным, одноцветным и разноцветным. Позже в конце XVIII века этот узор появился во Франции, когда скучные однотонные одежды надоели парижской элите и портные начали разбавлять наряды придворных дам разными рисунками. Легкая ткань в мелкую крапинку как нельзя лучше вписалась в стиль Амир (от фр. empire — «империя»), который господствовал во время правления Наполеона 1. Из нее шились прекрасные струящиеся платья с завышенной линией талии.

горошек    мода

  Ну а в середине XIX века внезапно слились сразу два мотива, в музыке и в узорах. В 1840-ых годах началось и несколько десятилетий продолжалось бурное увлечение "полькой". Этот танец беззаботно проскакал, немного изменившись по дороге, из деревни в город, прямо в бальные залы. А те, в ком сильна была деловая жилка, умело извлекали выгоду, подсовывая публике что угодно, главное, названное в честь новомодного увлечения – от аксессуаров до лакомств. Шляпка-полька, пуддинг-полька, и вот, наконец, "точка-полька" – так на английском стали называть расцветку "в горошек". Когда точно возникло это название - неизвестно. По одной версии, «polka dot» впервые упоминалась в 1873 году популярным женским журналом «Godey`s Lady`s Book», в котором шла речь о старомодном узоре в виде белого горошка. По другой версии, первое упоминание узора в виде горошины прозвучало в газете «The New York Times» от 21 сентября 1866 года.

модные тенденции

   Сами платья и юбки, их отделка, даже купальные костюмы – он пробрался всюду. И если теперь нам обычно советуют надевать не более одной вещи с этим узором, то в 1884 году журнал "Harper's Bazar" предлагал наряд для купания (а они тогда были основательны, закрывая женщину с ног до головы), в котором и сам костюм, и пояс, и шляпка, и даже отделка на панталонах были в горошек!

модный показ  

Да, горошек был не только очарователен, но и нахален...

стиль

     Стоит заметить, что не только женщины по достоинству оценили это милый узор. Знаменитый денди XIX века Джордж Браммел (George Brummell) находил горошек изысканным и включил его в свой гардероб, в основном в виде галстуков. С тех пор этот мужской атрибут с гороховой расцветкой крепко-накрепко закрепился в гардеробе сильной половины, причем такой рисунок считается одним из самых консервативных.

    Горох оставался в моде практически до конца XIX века, потом он исчезает на несколько десятилетий, чтобы вернуться к нам в конце 1920-х годов. Тогда дизайнеры предлагают своим клиенткам белый костюм с галстуком, юбкой и отворотами жакета в темно-синий горошек.

история моды

   А в 1928 году благодаря Уолту Диснею появляется знаменитый мультперсонаж в гороховом платьице, конечно, это подружка Микки - Минни-Маус. Горох на платье Минни появился случайно – на рисунок художника упала капля белой краски.

платье

     В 1934 году вышел фильм «Stand Up and Cheer!» с участием маленькой Ширли Темпл, где очаровательная шестилетняя Ширли появилась в белом пышном платьице в красный горох. После чего стали выпускать кукол в подобных нарядах. Все маленькие девочки мечтали получить в подарок такую игрушку и, конечно, такое платьице. 

одежда

    Впрочем, горошек с удовольствием носили и взрослые – так, говорят, именно такую ткань зачастую выбирала для своих нарядов сама Первая леди Америки, Элеонора Рузвельт.

сумки

     В 1940-ых ткани с этим узором были уже не столько модными, сколько прочно в этой моде осевшими. Постепенно горошек становится классикой. Как тогда писали, "он хорош издали и вблизи, он подходит любому типу фигуры", "его могут носить все и почти в любой ситуации".

аксессуары

   Бум горохового принта приходится на 50-е годы. Он был всюду – от купальников до шляп, его носили звезды кино и домохозяйки. Горох стал общепризнанной классикой благодаря великому дизайнеру Кристиану Диору (Christian Dior). Он активно использовал горох в своем творчестве, создавая легкие, романтичные, нежные коллекции, которых так не хватало в послевоенное время.  

     Он был полон весёлого задора, беззаботности и оптимизма.

  И это ощущение плавно перетекло в 1960-ые. Горох в костюмах от молодых Руди Гернрайха и Мэри квант (да-да, той самой, что считается создательницей мини-юбки) ярок, энергичен и смел. Он уж не напоминает милый горошек предыдущих десятилетий, но ведь недаром шестидесятые годы называют "новаторскими"!

     А в последующие десятилетия мода начинает в очередной раз оглядываться назад и обнаруживает там, помимо прочего, всё тот же горошек.

      И по сей день принт «горох» остается популярным и любимым. Сегодня в нем можно выглядеть истинной леди – элегантно и сдержанно;

      взбалмошной девчонкой – смело, беззаботно, оптимистично, озорно и забавно;

      романтичной особой – нежной, женственной и немного легкомысленной.

   Сегодня дизайнеры предлагают большое разнообразие горошка: крупный, мелкий, в виде точек; двуцветный, разноцветный, классический (черный фон - белый горох); хаотично разбросанный по ткани или в структурированном порядке, с редким или частым шагом. Его можно встретить и в одежде, и в аксессуарах: сумки, туфли, гольфы (чулки), шейные платки, ремни, перчатки и т.д. 

   Про любителей гороховой расцветки психологи говорят – это люди с хорошей самоиронией и прекрасным чувством юмора, они стремятся к свободе и упорядоченности. Гороховое очарование по достоинству оценили иконы стиля Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Софи Лорен, Марина Влади. Есть версия, что Влади окончательно очаровала Владимира Высоцкого, когда на ней было именно платье в горошек.

   Ну а если вы скажете, что вам и без горошка вполне хорошо, то на это можно ответить – а с горошком будет лучше. Знаете, почему? Потому что он улучшает настроение. Сами посудите – как можно грустить, если на вас весёлый горошек?

В публикации использованы выдержки из статей : Натальи Костиной и Марьяны Скуратовской, историка  моды.

Иллюстративный ряд:

Костюмы из коллекций музея Метрополитан и Киотского института костюма.

Комментарии (27)

Было интересно! Спасибо

Мария 07.10.2013

Бесподобная публикация - познавательная, полная, построенная на истории в хронологическом порядке!!!!

Очень круто!!!! Спасибо за статью, прочитала на одном дыхании! {#}

Обажаю горох! Всегда в моде, всегда эффектен!!!! И действительно, всем идет....

sveta sadovskova 08.10.2013

Я тоже очень-очень люблю горох!

Спасибо за отзыв!

Удивительно, но до этой статьи я считала горошек скучным) {#}

Rodina_ART 07.10.2013

На Павловопосадской мануфактуре выпускают шёлковый платок "Полька"

sveta sadovskova 07.10.2013

Классный платок!А я думала,что там только шерстяные изделия.{#}

Rodina_ART 07.10.2013

Что Вы! У них сейчас, кроме шерстяных, ещё достаточно большой ассортимент шёлка - крепдешин, крепжоржет, атлас... А у нас в магазине продаются павловопосадские лоскуты {#}

sveta sadovskova 08.10.2013

очень интересные лоскуты,возьму на заметку!

sveta sadovskova 07.10.2013

Спасибо всем.{#}

Очень люблю горошек,но большн классические варианты расцветки!)

Спасибо за чудесную публикацию,узнала много нового).

Позабавил факт с нарядом Минни.)Импровизация всегда спасает положение).

Я думаю,что это скорее легенда,чем факт.

спасибо красиво и познавательно

Марина 07.10.2013

У меня в саду есть растение, сорт которого называется " Yellow Polka Dot Bikini" Вот только не могу понять, что значит это предложение?

Мариночка, дословно - Желтое бикини в горошек{#} или жетые трусики в горошек))))

Марина 07.10.2013

Даша! Спасибо большое! Меня всё интересовало это название странное...А он-лайн переводчик толком ничего не переводил...

La Roue 07.10.2013

Добрый вечер! Не могла пройти мимо вашего вопроса.... Была такая очень забавная песенка, которую пел и перепевал очень много кто, включая Далиду.

«Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polka Dot Bikini» — американская песня, в которой рассказывается о стеснительной девушке в жёлтом бикини в горошек. Песня написана Полом Вансом и Ли Покриссом. Написана около 1960 года.

Думаю, растение названо в честь нее.

А гороховые принты очень люблю image

Марина 08.10.2013

Ой, спасибо! Как интересно про песенку! Я просто не могла никак понять, при чём тут точки и полька ( в смысле танец, как я думала) Из статьи поняла наконец-то...

Livefelt 07.10.2013

Я тоже в горох люблю !

Спасибо, было приятно посмотреть !!!

Стильненько и женствено! {#}

Люблю горошек, классика и есть! Не теряет своей актуальности и сейчас. У меня есть платье в горох)

Ещё добавлю для коллекции )

sveta sadovskova 07.10.2013

Отличная подборка!{#}

Однозначно, горох настроение поднимает)))
sveta sadovskova 07.10.2013

Мне очень приятно,что вам понравилось.

Очень интересно! Спасибо!{#}

Света, спасибо за статью! Было оочень интересно =){#}

Горошек очарователен, спасибо за прекрасную публикацию!!!{#}{#}

Стихия Камня 07.10.2013

Обожаю "горошки-точки-искорки"!{#} Спасибо за подборку!{#}