Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Мода, стиль, тенденции > Стиль Модерн ч.6. Марфо-Мариинская обитель

Стиль Модерн ч.6. Марфо-Мариинская обитель

Виды творчества:   Разные виды творчества
Декорирование > Роспись
Стиль Модерн ч.6. Марфо-Мариинская обитель | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

      В далекой немецкой стороне жили пять Гессен-Дармштадских принцесс. Еще у них был братик, но он умер в возрасте трех лет, упав с подоконника на каменный пол. Умер он от большой кровопотери, так как был болен гемофилией.

      Одну из принцесс звали Алиса, а другую - Элла. Бабушкой их была английская королева Виктория, чьим именем названа целая эпоха в истории Великобритании. 

      По невероятной прихоти судьбы две сестры вышли замуж за двух братьев, первая стала женой царя Николая II, а вторая - его брата Сергея.

модерн

      Молодая двадцатилетняя женщина, в незнакомой стране, знающая пять языков кроме русского, замужем за человеком, репутация и ориентация которого для современников была очевидна... Была ли она счастлива в своем замужестве? Этого мы уже никогда не узнаем - воспитание принцессы не позволяло жаловаться даже самым близким...

архитектура

       Принцесса Элла приняла православие, крестившись именем Елизаветы и по традиции всех иноземных российских цариц в честь Федоровской иконы Богоматери Федоровной.

       Через несколько лет, после посещения вместе с мужем Святой земли, ее православие стало осознанным выбором на всю жизнь.

     Февральским утром 1905 года в Кремле от взрыва бомбы, брошенной террористом Каляевым, погиб Великий князь Сергей Александрович. Елизавета Федоровна, убежденная уже к тому времени христианка, просила у императора о помиловании убийцы мужа, была в тюрьме и призывала Каляева к раскаянию. 

         После гибели Сергея Александровича Елизавета Федоровна полностью отошла от светской жизни. Все свои драгоценности она разделила на три части: одну возвратила казне, другую – родственникам, а третья часть пошла на создание Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, получившей такое названии по имени двух сестер Марфы и Марии, олицетворяющих духовное и материальное начала в жизни. 

 марфо-мариинская обитель

     Вот с этого момента я и начну  рассказ еще об одном из любимых моих мест в Москве - Марфо-Мариинской Обители милосердия и любви.

      После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича, Елисавета Феодоровна удалилась от светской жизни, купила участок земли в Замоскворечье и посвятила себя делам милосердия. На создание Обители ушло два года.

      Строительство главного храма было поручено архитектору А.В. Щусеву. Участвовали в оформлении и росписи собора Михаил Нестеров и его талантливый ученик Павел Корин. 8 апреля 1912 г. митрополит Московский Владимир освятил Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

      По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей к ним в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.

        В обители была создана больница, хирургическое отделение которой считалось лучшим в Москве. Здесь брались лечить безнадежных больных, от которых отказались в других больницах. Для лечения приглашали лучших специалистов: 34 врача работали бесплатно. Амбулатория, аптека, приют, бесплатная столовая и еще множество учреждений. 

        «Это был совершенно новый для нас тип организованной церковной благотворительности, – пишет архиепископ Анастасий. – Быть не от мира сего и, однако, жить и действовать среди мира, чтобы преображать его, – вот основание, на котором она (Елизавета Федоровна) хотела утвердить свою обитель». 

      В год основания обители она писала Государю Николаю II: «Я совершенно покойна, а совершенный покой – это совершенное счастье. Мой дорогой Сергей почиет в Бозе…а мне Господь дал прекрасную работу на этой земле. Исполню ли я ее хорошо или плохо, один Он ведает, но я буду стараться изо всех сил, и я влагаю свою руку в Его и иду, не страшась тех крестов и нападок, которые приуготовил для меня этот мир…Я хочу работать для Бога и в Боге, для страждущего человечества, а в старости, когда мое тело уже не сможет трудиться, я надеюсь, Господь даст мне покой и молитву – о деле, мною начатом. И тогда я уйду из деятельной жизни и буду готовить себя для того большого дома. Но пока у меня есть здоровье и силы, а кругом столько несчастья, и шаги Христа-кормчего слышны посреди страждущих, и в них мы помогаем Ему..."

     И еще: вот как писал о ней Иван Бунин в рассказе « Чистый понедельник»: «На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители…Только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер...»

 росписи

      Под руководством Елизаветы Феодоровны был разработан специальный чин посвящения в сестры милосердия. Обеты, которые давали сестры милосердия в обители, были временными. И хотя сестры и вели монашеский образ жизни, монахинями они не были. Они могли покинуть обитель и выйти замуж. Форму для сестер разработал художник Михаил Нестеров.

      Великая княгиня погибла как великомученица. Ее вместе с великими князьями бросили в шахту под Алапаевском. Это было летом страшного 18-го года.

      В советское время, с 1929 года в обители размещался клуб Санпросвета. Фрески Нестерова закрасили, а в алтаре, на месте престола, водрузили огромную статую Сталина. 

      Но росписи храма все-таки сохранились, возможно, благодаря тому, что с 1944 года в обители располагался реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

       Сейчас храм и весь комплекс Обители отреставрирован и открытдля посещения.

     Это очень тихое, необыкновенно светлое и красивое место, где непременно надо побывать. И находится Обитель совсем недалеко от Третьяковской галереи, вниз по Ордынке.

      Сама архитектура Покровского храма полностью соответствуют канонам стиля модерн, принятым в то время. Храм совершенно несимметричен, каждая его сторона полностью отличается от всех остальных (этим архитектура модерна отличается от зданий, построенных по классическим симметричным ордерным канонам XIX века).

 фрески

      О росписях и мозаиках храма нужно говорить отдельно. Вернее, не говорить, а видеть! Я, когда бываю в храме, не могу удержаться, чтобы не фотографировать орнаменты, которым Нестеров украсил его просторные белые стены. 

      Давайте посмотрим фото:

     На территории Обители действует музей 

      Сейчас в Медицинском центре  при Марфо-Мариинской Обители работают с детишками, больными ДЦП. Сегодня Марфо-Мариинская обитель живет по Уставу, утвержденному Елизаветой Федоровной. Сестры проходят обучение в медицинском колледже Свято-Димитриевского училища, работают в лечебных учреждениях, несут другие послушания.

     Летом на территории Обители цветут цветы. Зимой тихо и снежно. Но все равно прекрасно...

          .

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email