Обновление пароля

 >  >  >  > "Нафаня, сундук украли!"

"Нафаня, сундук украли!"

Любите ли вы сундуки, как предмет интерьера? На мой взгляд, очень удачная вещь в окружающем нас пространстве дома. Да и вне его тоже. В детстве я страстно любила рыться в чуланах, сараях, на чердаках, находить там "богатства", зачастую уже утратившие свое утилитарное назначение в современной повседневной жизни, перебирать пуговицы, бусики. Не обходила стороной и сундуки.

У тульской бабушки был сундук "благородных кровей", обитый металлом, с навесным замком. Правда, хранилось там ничем не примечательное старое тряпье. Наверное, он знавал и лучшие времена. Белорусская бабушка имела простой сундук, скорее ларь для хранения продуктов: деликатесов - домашних колбас, грудинки, сыров, сала, масла. Стоял он в холодной комнат. Его деревянные поверхности от частого прикосновения рук на ощупь напоминали бархат. На внутренней стороне крышки крепилось зеркальце. Наверное, с точки зрения фэн-шуй, чтобы его содержимое - а это огромное богатство для простого сельчанина - удваивалось. Тогда мне он казался очень большим.   

Немного истории. Слово "сундук" имеет тюркское происхождение, звучит как сандык и, по сути, является корпусной мебелью с откидной или съемной крышкой. Хранили там практически все, начиная от предметов обихода, продовольственных запасов и заканчивая драгоценностями. О нем упоминается в истории со времен Древнего Египта и Древней Греции. В раннем Средневековье сундуку отводилась роль стола, скамьи, кровати и шкафа, где хранилась одежда, белье. В готический период он приобрел довольно высокие ножки, так появился поставец. А итальянцы в эпоху Возрождения изготавливали сундуки со спинкой и подлокотниками, называя их кассапанака. Был еще сундук-теремок, который на своей крышке имел надстройку поменьше, напоминая терем, где хранились очень ценные предметы. Сундук-подголовник был устроен так, что можно было класть подушку и спать прямо на нем, например, в дороге, а раньше люди и путешествовали с этими большими ящиками, не боясь грабителей. Ларь был предназначен для хранения зерна, муки и других продуктов питания. В ящиках на морских и речных судах - их называют рундуками - хранили флаги, лоты, а моряки - личные вещи.  

В России в XVIII - XIX  вв. сундук был наиболее распространенной мебелью для крестьянского быта практически во всех губерниях. Его числом измерялся достаток хозяев, он служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

Изготавливались сундуки из сосны, ели, кедра, дуба и липы. Имели внутренне или наружные замки, которые часто были "с секретом" и при их открывании играла мелодия. Внутри сундука, в верхней части, делались специальные отделения для хранения мелочей - узенький ящик сбоку на всю ширину. Для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съемные лотки. Специально для поездок на ярмарку изготавливались сундуки разных размеров, чтобы их можно было вложить друг в друга. Их называли тройки, пятерики, стая - шестерики, семерики. Небольшие простые сундуки, которые брали с собой на службу новобранцы, назывались "солдатскими".

Сундуки в России делали кустари. И в процессе их производства привлекались мастера различных специальностей - плотники, слесари, маляры, живописцы, кузнецы. За год мастер мог изготовить 150 - 200 заготовок, их называли "голье", "белье", "рубашка". Сундучный промысел был хорошо развит в Нижегородской, Пермской, Владимирской, Вятской, Воронежской и Курской губерниях. Мастера Великого Устюга работали на все губернии Севера, а тюменские - на всю Западную Сибирь. Все центры производства имели свои отличительные особенности. В Нижнем Тагиле делали сундуки из сосны или кедра, украшали ковкой из белого железа. Крышка, передние и боковые стенки расписывались жанровыми сценами, основанными на восьми различных сюжетах. Макарьевские сундуки украшали полосами жести, набитыми в виде решетки, или квадратиками, расписанными букетами, плодами, птицами. В великоустюжских сундуках под полосы набитого просечного металла подкладывалась цветная слюда. Холмогорские мастера обивали свои изделия красной юфтью или тюленьими шкурами, а изнутри - миткалем, коленкором, обклеивали бумагой.

Тема сундуков в моем творчестве появилась лет десять назад, когда один из ресторанных холдингов нашего города заказал мне их для своего рыбного ресторана. Они должны были отражать концепцию заведения и быть приятным спутником официанта при расчете с гостем. Далее представлю вашему вниманию фотохронику изображений тех моих работ, которые у меня сохранились.

сундук

дерево

деревянная коробка

ковка

пираты

море

А это ключницы - почти что сундуки, суть одна.

замок

Здесь сочетание дерева и керамики. Серия ключниц с замками и домами старой Европы.

ключница

интерьер

шкаф

коробка для украшений

шкатулка

кообка для драгоценностей

столярные работы

шкатулка с музыкой

Для этой ключницы был сделан флористический коллаж с анютиными глазками.

сокровища

сундук с секретом

А вот коробки в восточном стиле.

второе дно

эмблема керамическая

инициалы

Большой сундук на заказ с керамическими эмблемами и инициалами заказчика.

Это из моих последних работ на эту тему.

А этот сундук с секретом - у него имеется второе дно, в верхней части под крышкой - отделение для хранения мелких предметов. Он затонирован под морёный дуб, отделан металлическими фигурными уголками, крышку и боковые стенки украшают изящные ручки, запирается на фигурный крючок. На передней стенке под запорным крючком керамический герб с инициалами владельца.

Спасибо, что были со мной!

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email