Валяние детских тапочек.

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Вид творчества/техника/стиль: мокрое валяние Материалы: шерсть для валяния Время работы: 3 часа Сложность: 3

Этот мастер-класс для тех, кто только начинает валять. Но надеюсь, что и те, у кого есть опыт найдут для себя что-то полезное и интересное. В нем я постараюсь ответить на вопросы, наиболее часто задаваемые на занятиях.

Для работы сегодня мы возьмем тонкую шерсть цвета «суровый» Семеновской фабрики и тонкую шерсть голубого цвета Троицкой фабрики. Семеновская суровая- дивный, замечательный материал! Очень люблю с ней работать. Хорошо раскладывается и валяется. Расфасована она в «колбаски» по 100 грамм стоимостью около 80 рублей.

На тапочки для взрослого человека нужно примерно 200 граммов шерсти. Лучше начинать работать с тонкой шерстью. Полутонкая валяется сложнее.

Не взвешивала, сколько шерсти пошло на детские тапки, но думаю около 70 грамм.

Какие нам понадобятся приспособления? Скалка, массажер, толкушка, вибро-шлифовальная машина, пупырчатая пленка, виниловые перчатки, тазик, мыльный раствор, ножницы, подложка под ламинат (5 мм).

Можно обойтись без некоторых очень полезных предметов. Например ВШМ заменить сеточкой. Но тогда процесс сильно затянется

Объемные изделия валяются на шаблоне. Из чего его сделать? Можно из обычной клеенки, из пупырки или чего-то подобного. Но если шаблон будет потолще, то меньше вероятность образования боковых швов.

Рисуем выкройку. Я нарисовала воображаемую детскую ножку. Лучше, конечно обвести стопу малыша. Но у моих мальчиков уже 45 размер, посему пришлось фантазировать. Теперь нам надо сделать прибавку на усадку шерсти. И это не 30 процентов, а от 40 до 50. Чем меньше размер, тем сильнее усаживается тапок. Я сделала вот такую прибавку «на глазок» и потом померяла. Примерно так. Вырезаем выкройку, обводим на подложке и вырезаем два шаблончика. Саму стопу я тоже вырезала, чтобы сверить размер готового изделия.

Теперь кладем шаблоны под пупырку и начинаем раскладку. Вот это самое сложное для меня, объяснить на словах многие тонкости. Показать гораздо проще. Но попробую.

Шерсть не надо рвать. Мы должны вытягивать ровные тонкие пряди из пасмы, держа ее примерно в 10 сантиметрах от конца. Не надо зажимать волокна и прилагать усилия. Захватываем шерсть в сантиметре от края пасмы, там где она начинает просвечивать.

Начинаем раскладку шерсти того цвета, что будет внутри тапочек. То есть с белого. Голубой я сфотографировала для наглядности.

Раскладываем шерсть в границах шаблона, стараясь не выходить из них.

Мы будем раскладывать шерсть в разных направлениях, горизонтальном и вертикальном. Почему? Да потому, что шерсть дает усадку вдоль волокна.

Итак, разложили шерсть горизонтально. Если прядь полностью накрывает шаблон, как в данном случае, то достаточно ее одной. Если нет, то положите две пряди навстречу, чтобы перекрылись их тонкие концы.  Это один слой. Теперь вертикально. Еще один. Надо выложить 3 тонких слоя.

И вот оно начинается, мокрое валяние. Поливаем нашу пушистость мыльным раствором, накрываем пупыркой и прижимаем руками чтобы шерсть вся промокла.

И вот на сцену выходит плоскостная вибро-шлифовальная машина (далее ВШМ). Ее платформа совершает движения вперед-назад и вверх-вниз. Тем самым она притирает и уплотняет шерсть. Но при этом сильно гудит, за что многими не любима. Можно накрыть раскладку сеточкой и притрать, уплотнять руками и скалкой. Но мы будем жужжать. Через пупырку, во избежании сдвига шерсти и брызг во все стороны. Ставим ВШМ на расладку, чуть прижимаем второй рукой и считаем до пяти. Переставляем на следующий участок. И так по всей поверхности. Снимаем накрывающую пленку.

Теперь пора вступить в дело нашим шаблонам. Достаем их из под пупырки и кладем на раскладку. Посмотрите, шерсть вышла за края шаблона, хоть мы и старались не выходить за его границы. Получился припуск, который не должен быть очень большим во избежании образования лишней толщины на швах. Натягиваем припуск на шаблон. Именно натягиваем, расправляем складочки. Если где-то припуск не зайдет на шаблон, не пугайтесь. Это будет компенсировано дальше. У нас впереди еще много слоев.

Продолжаем раскладку. Еще 3 слоя, (гор-верт-гор) . Опять полили, накрыли, примяли, прожужжали, сняли пленку.

Перевернули тапочки, натянули припуски на шаблон. Обращаю Ваше внимание на то, что в процессе раскладки тапки надо переворачивать, не меняя их местами. И пятка должна смотреть на Вас. Тогда Вы всегда будете знать, где верх, а где подошва. Это важно если внутри выложен декор или подошва раскладывается толще.

Когда тапки лежат носами друг к другу- они лежат на подошве. Все очень просто.

Выкладываем еще по 3 слоя белой шерсти с каждой стороны шаблона.

Кстати, посмотрите с чего начинать, с горизонтали или вертикали. Чуть потяните шерсть и увидите направление раскладки. Видите, у меня горизонталь, значит буду раскладывать верт-гор-верт. . Вот так монотонно мы будем закутывать наши шаблончики. Разложить 3 слоя, полить, накрыть, примять, прожужжать, перевернуть, загнуть припуски. И дальше с той же цифры. Последующие слои надо поливать совсем чуть-чуть, воды уже достаточно. После шести белых слоев раскладываем шесть голубых.

. Теперь декор. В данном случае не было никакой особой задумки. Положила пряди голубого и белого шелка, кружочки войлока вырезанного при изготовлении дырочек на шарфе. Все в дело!

Теперь особо аккуратно накрываем и приминаем. И тщательно обрабатываем ВШМ.

Перевернули, натянули припуски, прошлись ВШМ.

  Раскладка закончена. Наши шаблоны замурованы в толще шерсти. Начинаем притирку. Это очень важный этап. Шерсть еще почти не сцепилась. Одеваем виниловые перчатки и начинаем гладить наши тапочки со всех сторон, уделяя внимание швам. Можно покатать массажером и опять гладить и гладить, увеличивая нажим. Цель- образовать на поверхности «корочку», то есть сцепить волокна на поверхности.

Теперь начинаем уваливать тапочки. Покрутим их в разных направлениях на скалке, поглаживая и разравнивая поверхность. Будем их подогревать в тазике с горячей водой(но не в кипятке). И вот они начали давать усадку.

 Посмотрите, правый тапок я покатала и он стал плотнее и меньше. Усадка-процесс сопутствующий увалке. Лучше работать с тапочками параллельно. Так проще, чем потом «догонять».

 И вот, когда тапочки уплотнились и подсели, начинаем делать вырезы. На пяточку откладываю ширину в два пальца и острыми ножницами прорезаю до шаблона. Затем делаю надрез примерно до середины стопы. Делаю небольшой вырез нужной формы заведомо меньше того, что хотим иметь в результате. При валянии отверстия на войлоке сильно увеличиваются. Можно положить вырезанный кусочек на второй тапок, обвести ножницами и вырезать по намеченной линии.

 Вытаскиваем шаблоны и начинаем притирать вырезы. Притираем в перчатках с мыльным раствором, слегка растягивая края. И вот уже виден результат.

Теперь разравниваем швы.

Одеваем тапочек на руку и оглаживая формируем мысок и пяточку. Для детских тапочек есть вот такая полезная приспособа.

 Тапочки надо вывернуть и тщательно притереть изнутри. Поставить их рядышком и скорректировать вырезы, подравнять, подрезать лишнее, опять затереть с мылом.

И вот мы начинаем уваливать их до нужного размера, периодически опуская в теплую воду. В ход идут массажер и скалка. Можно помесить их как тесто, поронять на стол (но не швырять об пол). При этом, постоянно напоминая им их форму, расправляя на руке и поглаживая.

 И вот они стали нужного нам размера.

Натрем их обычным мылом и тщательно потрем по всей поверхности. Тем самым мы выглаживаем войлок и нейтрализуем моющее средство, которым пользовались.

Теперь прополоскаем тапки в теплой воде и напоследок в холодной. Выжимаем и прокатываем скалкой на полотенце во всех направлениях.

 Теперь придаем им форму и ставим сушиться.  

На фото, к сожалению видно только одну руку. В другой был фотоаппарат. Я готова ответить на все уточняющие вопросы.

Вдохновения Вам и удачной увалки!

Ваша Ирина Полубояринова:)

Комментарии (69)
Марина 26.12.2017

Спасибо за МК! Все понятно и доступно! Ирина, у меня к Вам Большой вопрос. Весь интернет перелопатила и нигде нет МК как сделать самому гребенную ленту, предлагают уже готовый материал. А у меня целая куча стриженной шерсти и я бы хотела сама и готовить шерсть для валяния и валять. Может у Вас есть МК или ссылка на чей то МК, помогите пожалуйста. С уважением, Марина.

ирина 22.11.2013

Большое спасибо за полезную информацию!! Если я правльно поняла у вооброжаемого ребенка длина стопы 15см. а 6 см это прибавка на пятку? Так при составлении выкройки надо рисовать длину стопы +длина пятки она у всех 6 см?

Спасибо за МК. Вот какие тапочки у меня получились {#}. Заказчица ( соседская девочка 2,5года) - очень довольна{#}

Класс!! С почином!

Ну это не первая моя работа{#}. Спасибо{#}

Вероника 04.09.2013

Ирина, валять тапки по вашему мастер-классу сплошное удовольствие!:) я готовилась к изнурительному уваливанию (некоторые мастера пишут, что тапки нужно валять чуть ли не день!), а в результате, вытащив шаблон, уваляла их минут а 15!:) вам огромный поклон за то, что делитесь своим опытом! А это мой первый опус...:)

Вероника, очень рада, что всё получилось! :)

Спасибо за фото результата! Удачи!!!!

А как быть если высокий подъем, без колодок не обойтись?

День добрый!

Это тапок еще очень недовалян. Посмотрите, какой он толстый и бугристый. По фото мне показалось, что вырез маловат. Но, может быть это ракурс такой. Вырез должен быть , как минимум , до половины тапка. Иначе не пройдет подъем. Вам надо его опять намочить, намылить и покатать в рулоне в полотенце раз по 50 в каждом направлении. Выправить, посмотреть что получилось. Если надо еще покатать, нажимая на рулон и подогревая водой. Гребенная лента садится почти в 2 раза. Так что уваливайте:) Удачи!

Спасибо! Ого-го оказывается, как долго валять надо! Я на этот тапок столько сил потратила {#}

Показать еще
Рубрики мастер-классов