Мыльная опера

Что такое «мыльная опера», знают даже дети — это телесериал, состоящий из огромного числа коротких фильмов, которые снимают и показывают изо дня в день, из года в год. Однако мало кому известно, что первые «мыльные оперы» транслировались по радио. Появились они в Америке в 1932 году. Многосерийные радиоспектакли собирали у радиоприёмников огромную аудиторию и были очень удобной площадкой для рекламы разных товаров. Активным спонсором радиосериалов выступала известная компания по производству моющих средств «Проктер энд Гэмбл» (Procter and Gamble), наводнившая сериалы рекламой мыла. Телевизионные версии «мыльных опер» с ещё более навязчивой рекламой мыла появились в 1947 году. Так что «мыльная опера» имеет к мылу самое прямое отношение.

история мыла, мыло с нуля

      В 1837 году произошло событие, предопределившее дальнейшее развитие мыловаренного производства, — два американских предпринимателя Уильям Проктер и Джеймс Гэмбл решили создать совместную фирму, вложив в неё, по нынешним деньгам, несколько миллионов долларов.

      Согласно легенде, слово «мыло» (по-английски soap) произошло от названия горы Сапо, на которой древние римляне совершали жертвоприношения. Смесь из растопленного жира приносимых в жертву животных и древесной золы жертвенного костра смывало дождём в глинистый грунт на берегу реки Тибр. Женщины, стиравшие там бельё, заметили, что эта смесь отстирывает одежду значительно лучше, чем просто глина. Некоторые сорта глины использовали для стирки и без добавок, поскольку она обладает способностью адсорбировать грязь.

     Самое раннее описание мыловарения археологи обнаружили на шумерских глиняных табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Шумеры брали смесь древесной золы и козлиного жира, заливали водой и кипятили. Сами того не подозревая, они проводили реакцию гидролиза жира, поскольку древесная зола и есть поташ. Получался моющий раствор. Твёрдого мыла тогда не знали.

      Настоящее твёрдое мыло придумали не то арабы, не то итальянцы, которые уже в VII веке образовали гильдию мыловаров в Неаполе. Интересно, что с тех пор вплоть до конца XIX века большинство людей мыли с мылом только руки и лицо, мыть же тело или стирать с мылом одежду никому не приходило в голову — стоило оно очень дорого.

     Самую древнюю мыловарню нашли недалеко от Неаполя, в древнем римском городе Помпеи, там же сохранились куски очень жёсткого мыла, которым можно было только стирать. В древнеримских термах мылись просто горячей водой, иногда с добавлением уксуса, хотя покорённые римлянами галлы уже тогда пользовались чем-то вроде мыла.

      Посыпая голову пеплом в дни траура, они заметили, что волосы потом хорошо очищаются, и стали делать это в другие дни. Моющий эффект объясняется тем же самым щелочным гидролизом: пепел (он же поташ) вступает в реакцию с кожным салом на волосах, к тому же часто смазанных жиром для поддержания причёски.

       В Древнюю Русь обычай мыться с мылом пришёл из Византии. Впервые мыло упоминается в средневековых новгородских берестяных грамотах. Известно, что мыловарение поощрял царь Пётр I. При нём мыловаренное производство работало на военно-промышленный комплекс, мылом стирали сукно и парусину, и лишь впоследствии стали применять на ситценабивных и красильных производствах

До конца XIX века при варке мыла использовали золу от сжигания деревьев. Из одной столетней сосны можно было получить всего-то несколько килограммов поташа, в бочку с этой солью влезала небольшая рощица. Долгое время поташ был одним из важнейших предметов экспорта России, на его производство извели половину лесов европейской части страны. Но незадолго до Великой французской революции французский подданный Никола Леблан первым придумал промышленный способ получения соды из обычной поваренной соли, которая прекрасно заменяет поташ. Сжигать деревья стало не нужно, так что в некотором смысле француз спас русские леса.

мыло ручной работы

Магазин Товарищества высшей парфюмерии «А. Ралле и Ко.», открытый в Москве в конце XIX века, торговал духами, помадой, пудрой и мылом.

       В то время производством мыла в России занимались в основном иностранцы. Самым известным из них был опять же француз — Анри Брокар. Поначалу он работал в России в должности технолога на московской фабрике по производству одеколона. Здесь он придумывал духи и одеколоны, в частности, первым изобрёл концентрированные духи на основе природных ароматизаторов, растворяющихся в спирте в больших количествах. Изобретение он продал и на полученные деньги открыл в Москве в 1864 году собственное мыловаренное производство. Брокар выпускал мыло в виде различных фигур, например шара или огурца, а для детей варил мыло в виде букв кириллицы. Однако главным достижением француза стало «народное мыло», кусок которого стоил одну копейку. До этого простой народ мыла не знал, купить его могли позволить себе только представители высших слоёв общества. Ставшая знаменитой парфюмерно-косметическая империя Брокара после революции 1917 года была переименована в фабрику «Новая заря».

        В начале ХХ века в Америке возник самый настоящий культ чистоты, и потребление мыла возросло в десятки раз. В 1930–1940-х годах к мылу прибавилось специальное средство для мытья волос — шампунь. Некоторые считают, что история шампуня началась в Древней Индии, где мыли голову жидким мыльным раствором, полученным с добавлением корней одного из местных растений. Однако к настоящему шампуню он не имеет никакого отношения, за исключением названия: слово «шампо» на хинди означает «натирать голову».

      Раствором для мытья волос заинтересовались англичане, завоевавшие Индостанский полуостров. Они разработали жидкое калиевое мыло, в которое добавили местные растительные масла. Однако и его ещё нельзя считать полноценным шампунем.

      Первый настоящий шампунь изготовили в Германии в 30-е годы прошлого века. Это жидкое моющее средство имело нейтральную реакцию среды, правда, при гидролизе калиевого мыла на волосах образовывалась слабая щёлочь, вредная для белка волос — кератина. 

«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» — написал много  лет назад автор «Мойдодыра» Корней Иванович Чуковский. Дети и взрослые, живущие в XXI веке, с ним вполне солидарны и в правоте его слов не сомневаются.

по материалам журнала "Наука и жизнь"

Комментарии
Комментариев пока нет