Как хранить выкройки.

Как хранить выкройки. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

     На тему хранения выкроек меня натолкнуло недавнее объявление в столе заказов: "очень нужна папка для выкроек формата А5" и отсутствие предложений к нему. Иногда в столе заказов я предлагаю себя не в качестве мастера, а даю практический совет, как самостоятельно решить ту или иную проблему. Очень приятно получить в ответ просто "спасибо". В этот раз тоже хотела написать, но пришла мысль, что мой совет может понадобиться многим мастерам с ярмарки. Отсюда и эта публикация. 

     Я шью только для себя и своей семьи, но выкроек всё равно собирается не мало. Делаю их на кальке и на пленке. раньше сворачивала в рулончики, перевязывая кусочком ткани, из которой шила вещь по этой выкройке. По этому же кусочку ткани я и находила нужную мне выкройку. Все рулончики складывались в большой пакет. Когда пакет уже переполнился, и для того, чтобы найти очередную выкройку приходилось вываливать из пакета все, мне пришла идея упорядочного хранения.

     Итак, купила я папку-регистратор. В идеале планирую завести такую на каждого члена семьи. Сшила вешь, сложила выкройку аккуратно в файл (при повторном использовании она ровно ложиться, а после рулона всегда закручивалась) и поверх выкройки сопровождающую карточку с такой информацией:

- для кого эта выкройка;

- из какого журнала, размер, номер модели (на случай, если понадобиться другой размер не прийдется долго искать);

- сколько понадобилось ткани;

- где, что и сколько пришлось корректировать при шитье;

- можно еще и кусочек ткани в файл положить.

Сравните: 

выкройка, для рукодельницы, рабочий уголок, идеи по обустройству хранение, папка, рабочее место для шитья, вязание, уголок рукодельницы

     Теперь выкройки мне всегда легко найти. Они не рвутся и не мнуться, а самое главное - информация на карточке позволяет избежать предыдущих ошибок.

     Я не претендую на "открытие Америки", может быть многие из вас используют такую же систему хранения. Но сталкивалась я не раз с тем, что даже профессиональные швеи хранят свои выкройки так же, как я раньше. Поэтому думаю мой совет все же кому-то пригодиться.

P.S. Планирую подобную папку завести для вязания с описанием модели, схемами, расчетами, образцом вязки и ярлычком с бунтика ниток. Если вещь вязалась давно ( у меня есть вещи в отличном состоянии, вязаные 10 лет назад, но актуальные и сейчас), я уже и не вспомню из каких ниток вязала. Пусть даже те нитки уже и не купить, но информация о  метраже и составе их мне бы не помешала для вязания новой вещи.

Комментарии (22)
Полина (fufikus) 05.02.2016

Ни чего себе сколько мусора приходится хранить....Для чего нужны такие жертвы!? Можно ведь отстроить стандартное лекало и сетку,отшить и подогнать изделие по фигуре(именно стандартное лекало для дальнейшего моделирования. Даже если пополнеете не думаю,что резко и с 48го до 58го размера).Да мороки много,но ты "выгнал"изделие так,чтоб оно было ровно на твою фигуру(стандартное,прямое,если прибавки брали в построении,то на той же выкройке приписать потом можно),и после это все перенести на лист ватмана и просто лично на себя хранить всего 3 стандартных лекала в виде:пальто,платья и брюк,т.к.юбка и блузки-сами понимаете,ну ладно мелкие детали,но их иногда отдельно отстраивать приходится,т.к.разные воротники и манжеты нужны,карманы можно лекало хранить...если надо взял кальку перевел лекало со всеми точками и размоделируй чего и куда надо,да даже на газету,кому куда удобнее,чем куча:бумаг,выкроек и т.д....хотя это мое суждение и мнение,как у закройщика,просто у меня в тубусе лежит не так много лекал(мои,мужа,свекрови,мамы,бати и моей тетки размеры),для всех есть место и ни чего не портится:когда надо,достала,перевела,размоделировала,если вдруг мала или велика выкройка выходит,в чем проблема заложить складку или наоборот развести в середине лекало с минимальными доработками!? Аналогично применимо к постоянному клиенту,для него пора бы тогда сделать стандартное лекало,которое так же поместится в тубус,только детали конечно стоит подписать,там где обхваты приписать измерения,чтоб лишний раз с метром не носится как курице с яйцом.

А у меня выкройки на вешалках в кладовке висят :)

Каждый пакет выкроек надевается на свой крючок (проволочная буква S) . Или завязывается веревочкой сквозь прорезанную дырочку.

Что бы выкройки не рвались в местах дырочек, я там наклеивваю скотч.

Все крючки вешаются на плечикии и прячутся в кладовку.

Ольга,спасибо за дельные рекомендации!

Девочки,а может кого-нибудь "осенит":я начала делать самые необходимые выкройки на подложке для ламината.Очень удобно,рекомендую!Но вот как их хранить,чтобы не занимали много места-никак не могу придумать!{#}

Материал для выкройки хороший, но компактно хранить его сложно. Видела где-то на просторах инета, как из пластиковых бутылок делают тубусы-пеналы, оставляя середину бутылки (цилиндр), а круглые торцы закрыть - есть много разных вариантов, вплоть до застежки "молния", причем ее даже пришивать не нужно - просто клеется. Если только для основных выкроек, можно и поморочиться. Или же просто эти цилиндры без донышек установить плотно в ящик, и они будут служить разделителями.Но в этом случае опять будут выкройки рулончиками.

Мне сложно представить какой объем занимает выкройка из подложки в сложенном виде, но может быть можно приобрести для каждой выкройки пластиковый конверт на кнопке формата А4. Тогда и описание положить можно, и компактно будет.

Я наверное так и сделаю. У меня выкройки для валяния на подложке. А я после валяния всегда их выбрасывала, чтобы не захламляться. Теперь просто в конверт буду собирать.

Лариса (lali9) 15.09.2013

Давно собираюсь, сделать то же самое, пока времени не выбрала. А для тех у кого выкройки в рулоне свернуты и они еще нужны для повторного использования, то можно их проутюжить без пара и все замечательно ложится на ткань. Храню выкройки только стандартные, а изделие сажаю на фигуру в процессе примерки, и оно точно ложится, без заломов. выкройки используются многократно

Спасибо за "напоминание" о задуманном и отложенном......{#}

Как знакомо с большими пакетами выкроек))) {#} У меня ещё есть отдельные пакеты на постоянных клиентов, на каждого свой, там только их выкройки. А выпрямить выкройку, сложенную рулончиком очень просто - прогладив при малой температуре.

Идея с файлами хорошая, но у меня большинство выкроек не на кальке, а на плотной бумаге, поэтому не поместятся туда. Некоторые выкройки, которые на плотном картоне храню в подвешенном состоянии - каждая деталь подписывается и делается круглая дырка, через которую веревочкой все детали собираются вместе.

Очень интересная тема)

Я тоже вставлю свои 5 копеек, как сделать хранение выкроек ещё более удобным.

Пользуюсь таким способом на работе, как конструктор и технолог. Кстати, этот способ, в той или иной степени, применяется на больших швейных производствах.

Итак:

1. На самой большой детале (обычно, это полочка изделия ) в столбик по порядку пишется спецификация деталей ( список всех деталей, которые есть в данном изделии ). Например:

1. полочка ,

1а. кокетка полочки,

1в. подкладка полочки,

1б. подборт,

2. спинка,

2а кокетка спинки - и т.д.

На мой взгляд, удобнее нумеровать и цифрой, и буквой, чтобы было понятно, из скольких деталей состоит полочка, спинка или рукав; когда идёт простое перечисление, то можно пропустить какую-то деталь полочки, спинки и т.д., да и потом будет проще разобрать всю выкройку на составные части.

2. На каждой из деталей проставляются эти цифры 1, 1б, 2, 2б и т.д + повторяется название.

3. Как правило, каждая модель на производстве имеет свой артикул или просто название. В случае домашнего шитья, я ставила на лекалах число, месяц и год + имя заказчика. Так вот, артикул или название или ещё какие-то данные изделия повторяются на каждой детали выкройки.

Например, у меня на производстве на самом большом лекале (у меня лекала, а не выкройки) написано, в столбик "Рюкзак десантный - 60 л" 1 спинка

Но, так как на производстве в изделиях применяют разные материалы, то добавляется ещё несколько подписей:

- кордура - 1 дет

- оксфорд - 1 дет

Лекала хранятся в большом пакете и на пакете тоже подписано "Рюкзак десантный 60 л" Если же лекала очень большие, то хранятся в подвешенном состоянии.

Ах, не могу удержаться от восхищения - Вам бы на моей основной работе цены не было {#}

Так все подробно, аккуратно, методично... Как мне не хватает в характере таких черт и качеств {#}

А может кто подсказать - как рационально хранить выкройки-шаблоны из ламинатной подложки для валяных вещей? Складывать как бумагу их не очень хорошо - рвутся на сгибе. А величины значительные (например, выкройка, увеличенная на процент усадки, а это бывает и в 2 раза... )

Анна, через три поста после Вашего, я порекомендовала Linadar как хранить выкройки из подложки. Второй способ Вам не подойдет,т.к. нужно складывать (для себя я его выбрала, потому что валяю только тапки и мелкие вещи), а вот первый может быть Вас и устроит.

Спасибо!

Я сворачиваю их в рулоны кучками - отдельно головные уборы, сумки и т.п. Одежные из за величины все по отдельности.

Но всегда мелкие детали теряю - шаблоны ушек, хвостов и пр. от зверюшек.

Для вещей, которым достаточно иметь только контуры (шарфы, горжетки, воротники) есть прекрасный способ - нарисовать маркером контуры на бамбуковой шторке для валяния. Я это переняла от Регины Журавлевой, у нее в блоге есть подробности. И никогда не потеряется, и через пленку прекрасно видно контуры.

А вот что я придумала про мелкие детали. Ламинат же не бумага, можно сделать маленькую дырочку без ущерба для выкройки. К основной детали прикрепляем стопочкой в одном месте все мелкие посредством скоросшивателя или подобного ему устройству с разгибаюшимися планочками (первое, что в голову пришло - магнитный замочек для сумок не пришивной). Тогда они точно никуда не потеряются.

Храню выкройки очень просто ! Сворачиваю аккуратно под формат файлаи скрепляю портновской булавкойи и складываю в ящике в стопку. На выкройке ОБЯЗАТЕЛЬНО пишу : ДАТУ , НАЗВАНИЕ ЖУРНАЛА и НОМЕР, РАЗМЕР(РОСТ), РАСХОД ТКАНИ , ЗАРИСОВКА модели( 5-10 см ). Поэтому , когда ищу выкройку, сразу вижу, что за лекала , кому шила. Если нужная выкройка , уже написан расход ткани! А перед тем как кроить , кальку проглаживаю утюгом и все сгибы разглаживаются ! Старые кальки перебираю иногда и выбрасываю только мелкие детали, а крупные идут на другую выкройку , на мелкие детали и на детские модели !!!!!

Ольга, точно так же храню, раньше рулончики были, а теперь все в папочке-регистраторе, очень удобноimage

Прекрасный совет! Я же давно не знала приспособление одной папки - А5 Выбросить жалко... и место занимала... теперь будет в деле! {#}

Если позволите, то я расскажу о своём способе хранения выкроек. Детали одной выкройки складываю в большие конверты для формата А4. Подписываю название, прикрепляю лоскуток ткани из которой шилась модель (бывает не один лоскуток). Иногда на само клеящейся бумаге распечатываю маленькое фото модели и приклеиваю на конверт. Конверты по разделам храню в картонных архивных папках на полке.

У меня тоже такая система давно ) Только папка формата А2 (50*72). Недостаток - нет колец для прикрепления файликов. Огромный плюс - минимум сгибов, удобно распределять плечевые и поясные выкройки на 2 стороны, зажимая резинками на липучках, имеющимися в папке. Файлы форматов А3 и А4. Всю инфу помещаю на кусочке малярного скотча, прикрепляемого к файлу.

Соглашусь с Ольгой Dikaya - для клиентов выкройки хранить смысла нет, а вот свои и членов семьи очень удобно и места минимум и порядок всегда.

А я каждый раз делала навую выкройку на газете. Потом выбрасывала. Ведь фигуры в основном не стандартные. Я строила по меркам ( их было 19) на каждого отдельно. Сначала пыталась складывать, но они оказывались не нужны.

Отличная идея.Не только для шитья или вязания. Спасибо - воодушевили!

Очень дельный совет!{#} Сама только что перекопала кучку рулончиков!{#} Непременно воспользуюсь!!! Спасибо большое!

Elena Abradi 15.09.2013

Я храню свои выкройки точно так же очень давно{#}! Только у меня на каждой детали нарисована модель, дата составления или другие опознавательные знаки, чтобы не запутаться, если вдруг вынимаю несколько выкроек, чтобы один рукав нельзя было перепутать с другим{#}

Спасибо, Елена, очень дельное замечание.{#} Я упустила из вида сказать и об этом моменте. Только я с рисунками не заморачиваюсь, пишу размер, журнал и номер модели. А еще сколько деталей и само название, типа "кокетка спинки 1 дет. со сгиб."

Elena Abradi 15.09.2013

Так как я составляю выкройки " по Мюллеру" на совершенно конкретную фигуру и по собственным эскизам, то журнал и номер модели там не напишешь{#}, вот и приходится рисовать технический эскиз и дату составления. А так как я шью только для трех человек, то у меня заведено 3 отдельных папки - " Мама", "Я", "Дочка", чтобы уж совсем удобно было найти{#}