Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Мода, стиль, тенденции > Стиль модерн ч.2. Основные характеристики

Стиль модерн ч.2. Основные характеристики

Виды творчества:   Разные виды творчества
Стиль модерн ч.2. Основные характеристики | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

       В России и Англии - модерн, в Германии - югендстиль, в Австрии - сецессион, в Италии - либерти, во Франции - ар нуво.

      Мы продолжаем наш разговор об одом из прекраснейших и интереснейших стилей. Первую чать публикации с фотографиями интерьеров в стиле модерн можно увидеть здесь:

               http://www.livemaster.ru/topic/280775-stil-modern-v-interere?vr=1&inside=1

     Сегодня мы вычленим характерные черты стиля модерн.

      Модерн часто называют манерным и декадентским, забывая, что он возник благодаря промышленной революции XIX века и в свое время считался чрезвычайно радикальным и прогрессивным. 

     Быстрому распространению модерна помогли всемирные выставки, и прежде всего грандиозная парижская 1900 года, которой Европа отмечала переход в новое столетие (на ней впервые были представлены, к примеру, озвученный фильм, эскалатор и дизельный двигатель! :)).

     Именно Всемирные выставки, на которых разные страны представляли свои достижения, свою культуру в отстроенных специально для этого павильонах, являлись толчком к объединению искусства, науки. Можно сказать были первым шагом к созданию единого информационного пространства, к которому мы сейчас в эпоху интернета так привыкли. На эти выставки съезжались промышленники и художники из  разных стран...  Хотя... я немного отвлеклась, это уже немного другой разговор. А сейчас мы говорим про модерн как стиль в искусстве...

      Кстати, вот так выглядел павильон России на Всемирной вытавке 1900 года в Париже: 

стиль

          Итак,  продолжая начатый нами ранее разговор, можно вычленить некоторые особенности  стиля модерн:

      Прежде всего, для модерна характерны мягкие, тягучие, плавные линии, нарочитое избегание прямых углов. Линия в орнаменте приобретает так называемую форму "удара хлыста". Это, пожалуй, самая характерная особенность этого стиля.

модерн

      Возврат к природе, интерес к естественным наукам, активное использование элементов и идей, почерпнутых, подсмотренных у природы - еще одна характерная особенность этого времени. Растительное царство, царство птиц, рыб и насекомых просто врываются в эпоху модерна, подчиняя его своим законам. 

искусство

      В орнаменте - растительные мотивы, очень любимые художниками того времени павлины и павлиньи перья, активный фантазийной декор . Преобладание водных цветов и изысканных по форме растений: камыши, лилии, ирисы, папоротники, орхидеи.

     Жители подводного царства, медузы, морские коньки,  улитки, бабочки, стрекозы, всевозможные жуки-пауки переселяются в интерьеры, украшения, ткани.

         Таинственные девы, нимфы и русалки поселяются даже на самых обыденных предметах.

      Архитектура отступает от жестко заданной трезхвенной ордерной структуры классицизма и подчиняется только фантазии и мастерству архитектора. Формы как бы произрастают одна из другой, заимствуя этот принцип у растений. Этому способствовало строительство из железобетона (из кирпича и дерева сложно наладить массовое строительство зданий столь разнообразных и гибких форм).

      Во многих интерьерах архитекторы того времени активно экспериментируют, нарочито избегая острых углов. Мы можем увидеть овальные окна, мягкие линии потолков и ниш, сложные изогнутые линии стен. Стремясь приблизить жилище человека в природе, архитекторы в некоторых случаях заходят так далеко, что  создают жилые помещения, непривычные и неудобные для проживания человека. 

       Активно используется спираль, позаимствованная у раковины, как пример - лестницы, в форме спирали.

     Фасады домов спорят между собой в первенстве за красоту и оригинальность. (Как здесь не вспомнить знаменитый "Квартал раздора"  в такой модернистской на местный манер Барселоне:)).

     Мебель приобретает более легкий внешний вид и оригинальные формы. Она не расставляется четко по периметру комнаты, как это делалось в интерьерах классицизма, а свободно располагается по всему пространству комнат, встраивается в стены и ниши. Мебель производится целыми гарнитурами, коллекциями.

   Появляются сложные мебельные конструкции, объединяющие себе, например, диван, придиваные тумбы, полки, зеркала. Можно сказать, что знакомые нам с детства "стенки" нашли свое рождение именно в это время.

      Промышленное производство мебели и предметов интерьера способствовали тому, что мебели в помещениях становилось много, иногда избыточно много. Тоже можно сказать и о безделушках, интерьерных вещицах. 

      В противовес этому возникали течения, в которых художники, архитекторы, писатели, дизайнеры, ремесленники критиковали фабричные изделия, "ширпотреб", подчеркивая превосходство предметов личного производства. Еще у истоков модерна в конце XIX века сторонниками движения "Искусство ремесел" была предложена концепция, согласно которой искусство, дизайн и предметы не фабричного, а индивидуального, ремесленного производства могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей. Надо заметить, что художники оказались правы, и в свое время именно "ширпотреб" вытеснит модерн с историчекой сцены. В обескровленной войнами и революциями Европе станет не до дорогого и штучного модерна...

      Развитие фотографии - отсюда множество фото, расставленных на полках и столиках, заполоняющих собой стены.

      Время модерна также возвращает нас к мистике. Художники и композиторы изучают народные сказки и легенды (в отличие, скажем, он предыдущих веков, когда искусство опиралось на классические сюжеты Древней Греции и библейские истории). Русалки, эльфы, феи, сильфиды, элементали,  оккультная и мистическая символика, символизм как таковой - все это неотъемлемые части модерна. 

     Надо сказать, что влияние мистицизма испытали на себе не только художники и композиторы начала XX века. В это время стало появляться множество оккультных обществ, спиритических кружков. В моду входят карты Таро, астрология, буддизм, повсеместное  увлечение мистериями и тайными учениями. Выйдя за границы "тайных братств", эзотерика захлестнула собой широкие круги интеллигенции. Конечно, эта мода не могла в той или иной степени оставить равнодушными и художников эпохи модерна. Как очень характерный пример - творчество Врубеля. Помните: "Фауст", "Пан", "Царевна лебедь", "Принцесса Греза", демон... Хотя про русский модерн можно и нужно говорить отдельно!...

       Погружение в тайны психики и бессознательного (Фрейд, Юнг), изучение и терапевтическое использование гипноза и трансовых состояний...

      В цвете модерн у меня ассоциируется со всеми оттенками синего. Мистического фиолетового, небесного серебряного. Все цвета водного и воздушного царств... Цвета увядших роз. Странное и неведомое...

    Цветное стекло и витражи на окнах.

    Парящие конструкции из металла и стекла

       Кованные детали

      Легкие конструкции-перегородки

      Как я уже говорила выше, начало ХХ века это, прежде всего, эпохи технического прогресса. В архитектуре это использование железобетона, металлических конструкций, стекла, огромных окон, зеркал. Строительство железных дорог и железнодорожных вокзалов.

      Какие красивые вокзалы в стиле модерн из стекла и бетона, с любовно обыгранными архитекторами опорными конструкциями из железа, стеклянными крышами...

         Тема модерна неисчерпаема. Мы только обозначили основные моменты этого стиля. Впереди еще очень много интересного...

     В следующей публикации мы, как я и обещала, поговорим о Шехтеле и одном из моих любимых зданий в Москве, особняке Рябушинского.

                  Оставайтесь с нами:)...

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email