Все мы наверняка не раз видели резные изделия из натуральной кости. А что, если не использовать резьбу и попытаться разглядеть красоту природной формы костей?
На написание этой статьи меня вдохновило одно из самых неоднозначных и в то же время удивительных сооружений на планете- чешская Церковь на костях, известная как Костнице)
Но ее я приберегу на десерт, а пока- знакомьтесь с остальными участниками подборки:
Австралийский дизайнер Полли ван дер Глас (Polly van der Glas) создает украшения из серебра с использованием человеческих зубов и волос. Использованные зубы добровольно предоставляются жителями и клиниками города Мельбурн, где живет дизайнер. Все материалы предоставляются ему добровольно и проходят специальную санитарную обработку. Украшения из волос прибережем для более подходящего случая, а зубки- вуаля:
Не обошла стороной косточки и мой любимый дизайнер- вечно молодая и вечно хулиганистая Вивьен Вествуд) Надо сказать, что все её украшения достаточно неоднозначны, имеются и ожерелья с разноцветными веселенькими черепами- но я не стала включать их в эту подборку, так как сделаны они из раноцветного пластика, а предмет сегодняшнего обсуждения- натуральная кость.
Колье из буйволиных зубов, Вивьен Вествуд
Авторов этих украшения мне найти, к сожалению, не удалось- будем довольствоваться фотографиями без дополнительной информации)
Челюсть какого-то зверька в металлической оправе
А вот украшение из скелета гремучей змеи- выглядит вполне безобидно и даже нежно)
Череп ондатры на кожанном шнурке- простенько и без изысков)
А эти странные ажурные розы и тюльпаны цвета слоновой (нет, мышиной!) кости — дело рук японского художника Хидеки Токушиге. Разбирая по косточкам скелеты крыс и мышей, он создает из этих «деталей» восхитительно красивые цветы. Свою коллекцию хрупких созданий он назвал Honebana, что означает «костяной цветок».
В этих работах резьба таки используется- но без нарушения основной формы кости. Это тибетские изделия из натуральных человеческих костей.
Тибетский буддизм-ламаизм испытал на себе серьёзное влияние древнего тибетского же шаманизма бон и шиваитского тантризма. Это сказалось в частности на любви лам к черепам и прочим костям, особо человеческим. Именно из них делают ламаисты ритуальные музыкальные инструменты ганлин (канглинг, рканг линг) и дамару, а равно как капалу (габалу) — сосуд для сбора милостыни и некоторых тантрических ритуалов.
Ганглин из берцовой кости
Тибетская капала из черепа
Наконец, в тибетском тантризме используются и целые черепа — мунды. Например, для украшения храмов. А ещё некоторые тантрики их используют в качестве мебели, разумеется предварительно украсив:
А вот, наконец, мы и подобрались к самому впечатляющему пункту нашей подборки: чешской Костнице.
Расскажу немного об истории её возникновения: дело в том, что 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Чёрной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века, пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.
Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.
В 1703—1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко.
В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов[1].
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (Frantiek Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.
И, соббсно, фотографии с места событий: