Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Новости магазинов > Старинные сосуды - кашник.

Старинные сосуды - кашник.

Старинные сосуды - кашник. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
В чем в старину готовили и подавали кашу на стол? А может и не кашу...

Само название сосуда - кашник - вроде понятен современному человеку.  Кашник - сосуд, который использовался для приготовления и подачи на стол каши.  У Даля (В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка") читаем:

"ЕГОЛЬНИК, ягольник м. ряз. горшок щаной или кашник... горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, —чек, но только поменьше"   

Значит не кашу варили в таких горшках, а щи... Конечно, и кашу в таких горшках наверняка варили, но Даль говорит именно про ЩИ.

Мы привыкли к тому, что Щи - это суп со свежей или квашенной капустой, щавелем. А что называли щами в старину?   В толковом словаре Даля читаем:  

ЩИ - ж. мн. щей, род.; щечки, умалит. щец и щечек род.; шти, похлебка, мясная или постная, из рубленой и квашеной капусты; иногда капусту заменяет щавель, свекольник и пр. Тоб. похлебка с крупой, картофелем и морковью. Щи с подбелкою, со забелкою, со сметаной, с мучицею на молоке; в пост, с конопляным соком. Крапивные щи, по первовесенью. Ленивые щи, из свежей, нерубленой капусты, искрошенной ножом. Мороженые щи берут в дорогу, рубят их и греют."  

Но есть ещё одно значение слова Щи: "Кислые щи, род шипучего квасу. Щечки пролила, меня облила, песня. ... Удастся — квас, не удастся — кислы щи!"   Вот как! Кислые щи - это не только щи из квашенной капусты! 

Кислые щи (кислые шти) — старинный русский медово-солодовый напиток, разновидность шипучего кваса. Причем это хмельной, слабоалкогольный напиток.   

А как выглядел этот сосуд?

Кашник - это горшок с ручкой и сливом, как у кувшина. Причем ручки у кашников делали как круглые, так и чуть загнутые, отходящие в сторону.    В г. Углич Ярославской области существует Музей мифов и суеверий русского народа. Там бережно собирают были, сказания и утварь наших предков. Вот какие кашники находится в этом музее.  

кашник, гончарная керамика, старинные сосуды  керамика, лощеная керамика, русский стиль  

А этот кашник - моя работа. Он сделан по старинной русской технологии, именно так, как делали свою посуду наши предки. 

  керамика ручной работы, керамическая посуда, глиняная посуда    

Это гончарная керамика, изготовленная вручную на гончарном круге.    

Чуть подохшая глина лощиться - полируется- специалиными лощилками. Лощилки - это стальные или деревянные палочки, отшлифованные временем камушки. Чайная ложка - тоже прекрасная лощилка! Лощение - трудоемкая процедура. Попроуйте тонким карандашом закрасить всю поверхность сосуда - и снаружи и изнури.   Лощение - не только для блеска! На поверхности сосуда появляется платный слой,который делает глину влагонепроницаемой.

  Далее - обжиг. Сосуд нагревается в специальной печи до 1000 градусов по Цельсию. Когда сосуд остынет, он вымачивается в самом обычном молоке и ставится на второй обжиг.  

А после второго обжига сосуд покрывается специальным составом - ганозисом, который я варю по древнему рецепту из воска, смолы и масла. Он впитывается в поры керамики и сохраняет её на века. А кроме этого ганозин делает посуду абсолютно влагонепроницаемой!  

По этой технологии я делаю практически все свои изделия. Глазурь применяю только очень в редких случаях. И только специальную пищевую, которая не содержит свинец.   Сосуды получаются экологически чистые. В них можно готовить в духовке, в микроволновке, в русской печи. Но нельзя ставить на открытый огонь.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email