Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Как появились чулки и колготки

Как появились чулки и колготки

Виды творчества:   Разные виды творчества

История чулок и колготок начинается с доисторических времен. Еще варвары обматывали вокруг ног шкуры и пристегивали их к кожаным поясам. Со временем грубая неудобная кожа была заменена на тонкие материалы: шелк, хлопок, шерсть. Первые вязаные носки были найдены в коптских гробницах около V века до н.э. Но затем искусство вязания было утрачено и восстановлено лишь в XIII столетии. До этой поры чулки шили из полотна и тонкой кожи. В XVI веке в Испании вновь получили распространение чулки, связанные вручную. Король Генрих VIII как-то получил из Испании одну пару таких чулок в качестве дорогого подарка.

Стоит отметить, что в прошлые века чулки являлись непременным элементом гардероба кавалеров.
история моды
По легенде, моду на шелковые чулки ввела английская королева Елизавета I, а первый вязальный станок для чулок построил в 1589 году английский священник Уильям Ли (William Lee), что позволило делать и шелковые, и шерстяные чулки гораздо более тонкими. Эта машина делала 800 петель в минуту, тогда как руки женщин-вязальщиц успевали сделать за минуту "всего" 60-80 петель. Чулки, связанные на станке, начинают вытеснять модные в ту пору чулки, сшитые из шелка и бархата. Производство чулочных изделий стало таким выгодным для Англии, что Елизавета предусмотрительно запретила экспорт этой машины и технологий производства под страхом смертной казни. При Людовике XIV предпочитали светло-синие и красные чулки, также до колен.
история возникновения чулок и колготок
У элегантных последовательниц маркизы де Помпадур в моде были чулки кружевные. XIX век - переломный в жизни чулочных изделий. С появлением длинных трубообразных брюк появляется укороченный вариант мужских чулок - носки. Женские же юбки становились все короче и короче и превращали ноги в объект пристального внимания мужчин, а чулки - в важный элемент моды. Чулочные изделия становятся незаменимым предметом женского гардероба, а изобретение вискозы, которую называли "искусственным шелком", сделало гладкие, относительно прозрачные чулки и колготы доступными даже для покупательниц со скромными доходами.

история возникновения чулок
Первая промышленная вязальная машина была представлена вниманию общественности в 1868 году. Эта машина, изобретенная Вильямом Коттоном (Mr. William Cotton), позволяла производить одновременно 40 пар чулок (со швом). Шелковая и хлопковая пряжи были основными в производстве чулок до 1938 года, когда на мировой выставке в Нью-Йорке впервые был показан нейлон. Нейлон как материал был открыт в 1935 году неким господином по имени Уоллес Карозерс. В рекламе тех лет о нем говорят, что оно имеет "прочность стали и тонкость паутины". 24 октября 1939 нейлоновые чулки поступают в продажу и имеют оглушительный успех. Буквально через полгода происходит "взрыв", названный в истории как "нейлоновый день": 15 мая 1940 года за четыре дня было продано 4 миллиона пар чулок.

история возникновения чулок и колготок 

Однако, вторая мировая война приостанавливает производство тонкого волокна для чулочных изделий и нейлоновые чулки становятся чрезвычайной редкостью. Только в августе 1945 года возобновляется выпуск нейлоновой чулочной продукции.

история возникновения чулок

Окончание войны знаменует собой возвращение в магазины "нейлонок" и ведет к огромным очередям и образованию клубов почитателей и почитательниц "нейлонок". В 50-тые годы появляются бесшовные чулки. Технология сделала кардинальный шаг вперед и на любимом всеми предмете одежды исчезли продольные швы. Совершенствование технологии приводит к такому многообразию степеней тонкости, прозрачности и расцветок предлагаемого ассортимента чулок, что приводит к снижению стоимости нейлоновых чулок и делает их значительно более доступными.

Вторая чулочно-колготочная революция связана с появлением лайкры в 1959 году. Новая, более эластичная текстурированная нить из полиамида, названная эластаном, улучшает облегаемость и внешний вид (первые чулки производились из практически неэластичного "гладкого" полиамида).
история возникновения чулок и колготок

В 60-е годы с появлением мини-юбок возникает тенденция носить колготки. Дизайнером, давшим толчок этому движению, считается Mary Quant. Мини-юбки придали особенную выразительность одежде для ног, включая цветные узорчатые колготки и модельные ботинки. А одними из самых модных изделий становятся непрозрачные колготки. Впервые в производстве колгот начинает применяться LYCRA , обкрученная полиамидом в чисто функциональных изделиях, так называемых "поддерживающих колготах" для комфорта ног. Третьей, вероятно, наши потомки будут считать создание технологии LYCRA 3D, которая приводит к выпуску колгот, обладающих непревзойденным комфортом и внешним видом.
Первые колготки появились в СССР на рубеже 50-60х годов XX столетия.

история возникновения колгот 
В то время они назывались «чулковые рейтузы» и поставлялись из  Чехословакии.  И оттуда же было заимствовано в русский язык обычное сегодня слово «колготки».
Дело в том, что на упаковках уникального чехословацкого товара красовалась надпись «kalhoty», что в переводе с чешского означает "штаны".
Заимствованное в русский язык слово поначалу писалось через букву «А» - «калготы», «калготки».
  Вплоть до 1970-х годов в словарях можно встретить именно такое написание.
Однако, затем, по всей видимости из-за сходства со словом «колготиться» (и его производных – колгота, колготной, которое кстати говоря не имеет никакого отношения к обсуждаемому предмету одежды, а является всего лишь синонимом слова "суетиться"), «колготки» начинают писать через букву «О».

В саму Чехию слово «kalhoty» пришло от итальянского слова «caliga» что в переводе на русский означает «солдатский башмак».

история возникновения колгот

В 50 - 60 годы прошлого века, все будущие строители коммунизма вынуждены были носить чулки на резиночках, прикрепляемых к специальным поясам-лифчикам. Многие, из тех, кто родился в СССР, в 40-х и 50-х годах, до сих пор помнят, этот детский лифчик, с пристегивающимися чулочками. Его носили и мальчики, и девочки в детском саду. Причем, в то время, когда женские чулки пристегивались спереди и сзади, детские (в основном), только спереди. Они всегда провисали, чуть ли не до колен, а и из-под штанишек и юбок всегда торчали голые ноги. Это выглядело очень не эстетично и психологически многих травмировало. Так продолжалось до тех пор, пока однажды, за границей, сотрудники московского магазина «Детский Мир» не увидели в детских магазинах разноцветные и удобные детские колготки.

 Так, постепенно, сначала в "Детском Мире", а потом и во всей стране, стали появляться хлопчатобумажные, а затем и производиться смесовые, потом шерстяные колготки отечественного производства.

В начале 60х годов колготки в Советском Союзе становятся предметом всеобщей зависти. Стоил такой атрибут одежды безумно дорого: при огромной цене от 7 до 15 рублей (при зарплате в 90 рублей)колготы были настоящей драгоценностью.
Поэтому, советские женщины-умельцы нашли способ их самостоятельно изготавливать. Для этого брали фланелевые панталоны и к ним пришивали шерстяные чулки.

К 70-м годам в продаже появляются колготки из ГДР, так называемые «гэдээровские» или «дедероновые» колготки. В это десятилетие цены на это изделие снижаются до 3 рублей.
Покупая эти бесценные колготки, женщины занашивали их до дыр, которые потом художественно штопали и не просто нитками, а собственными волосами, если оттенок колготок совпадал с цветом волос.
Через некоторое время в галантерейных отделах появились специальные устройства для поднятия петель и советские женщины уже с помощью него начали «надставлять» («чинить»)свои колготки. Не трудно догадаться, что такое устройство стало обязательным атрибутом каждого дома.

история возникновения колготок

Спустя некоторое время появляются колготки отечественного производства. Чулочно-носочными изделиями наших женщин обеспечивает Брестский чулочный комбинат. Сегодня то, что тогда на безальтернативной основе предлагали минские магазины, современная женщина наденет только по приговору суда. Комбинат существовал вне моды и времени, отечественные колготки и чулки были толстыми и категорически неэлегантными, а потому приходилось предпринимать нечеловеческие усилия, самостоятельно доводя их до приличного состояния.

Первые колготки выпускались только одного, телесного, цвета. Когда в европейскую моду вошли белые и черные  колготки, наши женщины быстро научились отбеливать «брестские».  Способов нашлось много: несчастные колготки варили в хлорке, поливали уксусом с содой и солью, красили тушью для черчения "Колибри" и всевозможными лекарствами.
Нередко колготки буквально «рассыпались» сразу же после окраски. Более везучие пары истекали краской во время дождя.

Ажиотаж был такой, что в популярном советском журнале «Работница» публиковались так называемые «полезные советы»  по продлению жизни колготкам, к примеру: "новые колготки нужно на пару часов положить в холодильник" или "колготки будут носиться дольше, если их предварительно постирать в мыльной пене".

Колготки становятся предметом настоящего культа. Женщины рыдали над сценами в фильмах, где грабители безжалостно резали колготки и одевали их на голову. Ведь даже если бы советская женщина собралась грабить банк, то пустила бы в расход только старые колготки. И отрезав одну «колготину», вторую всенепременно приберегла бы на черный день.
А как же? Вдруг случайно окажется вторая подобная «колготина» со схожим оттенком? В этом случае их можно будет одеть и носить еще какое-то время, делая вид, что у тебя все в порядке. Но только делая вид, а внутри себя зная, что в любую секунду обман раскроется, вывалится, нагло щерясь скелет из шкафа, прозвучат слова: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться».
история возникновения колгот
Колготки ценились несмотря ни на что. Даже на технологические и практические недостатки, давно устранённые современными производителями в нынешних моделях колготок.
Пусть они постоянно сползали и морщинились на коленках, пусть они рвались на каждом шагу и требовали столько внимания.
В конце концов русский человек всегда найдет лазейку и решит проблему самым неординарным способом.
И даже после того как колготки приходили в негодность им находилось достойное применение в роли мочалки, мешочка для лука, коврика у входной двери, хитроумного приспособления для сбора яблок и мало ли еще для чего может пригодиться такая прекрасная вещь как колготки.

история возникновения колготок
Это сейчас мы смотрим на наших бабушек и мам как на ненормальных, когда они моют посуду старыми колготками и наотрез отказываются их выбрасывать.

Теперь вы понимаете, у них есть для этого достаточно веские основания…

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email