Здравствуйте, уважаемые мастера!
Данная статья – это не полноценная публикация, скорее, небольшое дополнение к предыдущим моим статьям на тему отношений покупателя и продавца («По ту стороны черты, или взглядом покупателя» и «Мелочи решают все! Или расширяем для покупателя зону комфорта»).
Поскольку я продолжаю активно закупаться в интернетах, то постоянно слежу за собой как за покупателем и отмечаю: что мне нравится? А что – не очень? Что надо перенять в собственный арсенал? Каких ситуаций надо избегать?
Сегодня хочется рассказать о трех ситуациях, предотвращение которых сделает и покупателя, и продавца намного счастливее.
Ситуация первая. Молчание продавца.
Мне срочно понадобилась фурнитура определенного типа. Целый день был истрачен на поиск магазина, в котором были бы все нужные мне позиции. И вот – ура, наконец-то! Чудный магазинчик с огромным ассортиментом, я с головой погружаюсь в его изучение, накидываю в корзину позиции… Уф, вроде бы все! В заключение пишу письмо с просьбой выдать мне реквизиты для оплаты.
А в ответ – «тишина, и мертвые с косами стоят». При этом письмо прочитано, ожидание затягивается, а реакции со стороны магазина так и нет…
Итак, одна из самых странных ситуаций, в которые я периодически попадаю – я, как покупатель, точно зная, что мне нужно, иду покупать материалы по своему списку, быстро закидываю все в корзину, быстро оформляю, готова оплатить в любой момент… и вынуждена ждать дни и иногда недели, пока мне ответят, соберут, оформят, отправят.
Особо запомнился один случай, который, наверное, можно считать кульминацией моих закупок через Интернет: за полторы недели до Нового года я сделала заказ в одном довольно известном магазине, моментально внесла оплату, но, не желая попасть в жернова обезумевшей новогодней почты, попросила отправить после Нового года, сразу же, как только почта вновь начнет работу.
Почта начинала работу примерно с 5-го декабря.
«Сразу же» наступило недели через две после Нового года, когда я написала уточняющее письмо в магазин. По ответу магазина поняла, что он… про меня просто-напросто забыл, видимо, пометив себе где-то мой заказ как «несрочный».
Ощущения покупателя, которые при этом возникают, примерно таковы: «Наверное, у магазина слишком много покупателей, и лишние ему уже не нужны!».
И обиженный покупатель ищет другого продавца.
В качестве противовеса приведу пример продавца, которому я уже не один год храню верность, даже не думая идти и закупаться определенной фурнитурой к кому-то другому.
Этот продавец делает три вещи:
- как только читает мое письмо, сразу же отписывается, в какое время он сможет посмотреть наличие товара и отписаться мне;
- скидывает файл в Экселе, в котором подробно расписано – что и в каком количестве я заказала. Мера весьма полезная, так как в этих файлах я неоднократно находила ошибки и неточности и в позициях, и в количестве, но благодаря сверке всегда удавалось предотвратить неприятные сюрпризы;
- делает постоянным покупателям небольшие, но приятные скидки :)
Поэтому, хоть я и периодически натыкаюсь на магазины, где те же самые товары, может быть, и дешевле (даже с учетом моей скидки), и ближе ко мне, но в случае нужды иду по конкретному адресу, никуда не сворачивая.
Отсюда вывод – за одно только внимательное отношение и быструю реакцию покупатель может многое простить продавцу.
Ситуация вторая. Неведенье покупателя.
Мне захотелось иметь определенную вещь ручной работы. Долгое время я высматриваю ее на просторах Интернета, и вот – ура, наконец-то! – нахожу мастера, который может сделать Изделие Моей Мечты.
Отвечает мастер быстро и оперативно, вежливо и любезно берет мой заказ, согласием отвечает на мои пожелания, и я уже мысленно продумываю, с чем буду носить мою прелесть… И тут появляется неожиданная заминка: на мой вопрос (заданный скорее риторически, поскольку я была на 100% уверена в положительном ответе), покажут ли мне фото готового заказа - следует ответ «не могу». Я в растерянности. Моя воображаемая прелесть начинает тускнеть и блекнуть, грозясь вот-вот развеяться, как всякая несбывшаяся мечта.
Ну что, кто не рискует – то не пьет шампанского, и я, с тайной надеждой, что мастер все-таки найдет способ сфотографировать изделие – ведь у него такие прекрасные фотографии! – оплачиваю заказ и жду.
Ожидание недолго, моя прелесть готова, у меня просят адрес, посылка уезжает… Ох!
Жду с замиранием сердца, даже примерно не представляя - а что я увижу в посылке.
Друзья и родные, узнав, что Изделие Моей Мечты скоро окажется у меня в руках, нетерпеливо просят «позырить фотку»… и точно так же теряются, узнав, что ИММ поехало ко мне «инкогнито».
Начинаются осторожные вопросы: «А ты уверена?.. А может?.. А если?.. А вдруг?...»
И мне совершенно нечего противопоставить этим вопросам, кроме надежды на лучшее и собственной интуиции.
И вот, наконец, животрепещущий момент – посылка у меня в руках, нетерпеливо вскрываю прямо на почте… ах! Все отлично, все прекрасно, все идеально по размеру.
Но сколько же нервов сгинуло в небытие, пока ИММ до меня добралось!
Отсюда вывод: если нет возможности красиво снять изделие, то уж лучше фото, «сделанное на тапок», мутное и пиксельное, чем полное неведенье покупателя.
Ситуация третья. Презентация вещи.
На нашей любимой Ярмарке есть огромное количество тем, блогов, заметок и фото, посвященных упаковке и презентации наших замечательных изделий.
Тем не менее, я регулярно получаю «безымянные» посылки.
«Безымянная» посылка – та, которая не отображает авторство изделия. Грубо говоря, ни одной карточки, ни одной визиточки, даже просто надписи на упаковке, да хоть от руки: «Я, такой-то человек, сделал эту вещь».
В посылки вкладывается многое – подарки и шоколадки; изделия приезжают в замечательных коробочках и красивых мешочках; но за всю историю моих хендмейд-покупок лишь один-единственный раз я получила изделия в «фирменной упаковке» - простой, но приятный глазу крафт-пакет с этикеткой, где указаны контакты и имя автора. Элегантное и недорогое решение - а сколько радости для покупателя! И если вдруг за давностью времен запамятуешь, у кого покупал столь замечательную вещь, этикетка – вот она, всегда под рукой.
Еще один важный момент, скорее психологический – я приобретаю изделия других мастеров не столько из-за острой необходимости, сколько из желания просто иметь изделия от автора, чьему творчеству я симпатизирую. Это ближе к коллекционированию, чем к выбору по принципу «купила новую кофточку, теперь к ней нужен аксессуар». Поэтому получить изделие в упаковке, которая так же отображает индивидуальность автора, приятно вдвойне.
Отсюда вывод: даже если нет возможности разработать фирменный стиль, заказать визитки, напечатать этикетки, всегда можно взять обычный кусочек бумаги, красиво написать от руки свое имя и контакты и задекорировать тем, что есть в радиусе трех метров – ленточкой, пуговицами, веревочками - да чем угодно! Всего пять минут времени, ноль затрат – а покупатель польщен.
Надеюсь, была полезна!
С уважением, Евгения.