Всем привет!
Вчера посетила выставку "Драгоценности! Блеск русского двора."
Она проходит в историческом музее в Москве до 12 мая 2025 г.
Для всех любителей антиквариата с историей, роскошных изысканных украшений, великолепных бальных платьев - эта выставка обязательна для посещения!
Советы: я ходила в будни днём. Народу не так много, но всё равно народ толпился и мешал рассмотреть небольшие экспонаты. А ведь предметы мелкие, за стеклом их сразу несколько, хочется разглядеть всё в деталях, прочитать описания. Тексты написаны мелким шрифтом, и, чтобы их прочитать, приходится подходить вплотную, мешая другим. Лучше идти в будни с утра! А ещё лучше - заранее подготовится: просмотреть мой блог и почитать об экспонатах этой выставки.
Эту коллекцию в Москву привёз Эрмитаж. Я ещё нахожусь под впечатлением от увиденного, хотя и была в фондохранилище Эрмитажа в Старой деревне, и в золотой кладовой.
Часть бесценного собрания Эрмитажа впервые представлена в Москве.
Экспозиция состоит из трёх разделов. В разделе "Галерея драгоценностей" представлены самые разнообразные ювелирные изделия, принадлежавшие представителям императорской семьи: часы, табакерки, предметы интерьера.
Попугай.
Фирма "Cartier" 1910-e гг.
Камни: Халцедон, розовый кварц, слоновая кость, золото, бриллианты.
Поступление в 1925 г. из Музея быта, ранее в собрании графини Е.В. Шуваловой.
Точная дата смерти графини Е. В. Шуваловой неизвестна. Вероятнее всего, она дожила до 1922 года.
Бочонок.
Австрия, Вена вторая половина 1860-х -- 1870-х гг.
Горный хрусталь, серебро, эмаль.
Клеймо: Вены 1866-1872 гг.
Поступление в 1909 г. из собрания великого князя Алексея Александровича ( сына Александра II). Умер в Париже в 1908 г.
Предметы из туалетного прибора императрицы Анны Иоановны.
Германия, Аугсбург 1736-1740 гг., мастерская Иоганна Людвига Биллера.
Золото.
Золотой туалетный прибор состоит из 46-ти предметов: туалетные коробки, рукомойный набор, лотки, подносы, щетки, флаконы, колокольчик, подсвечники.
Туалетный прибор, согласно традиции, выдавался для одевания к венцу невест царского дома. Поскольку туалет обычно длился несколько часов, прибор также включает чайники, кофейники, сахарницу с ложками и жаровни.
Подзорная труба императрицы Елизаветы Петровны.
Франция, середина XVIII века.
Золото, серебро, алмазы огранки роза, рубины, стекло, картон.
Зеркало XVIII века.
Мастер Чарльз Кендлер
1738-1739 гг.
Принадлежало Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Петру III. Его рама украшена крошечными, будто живыми бабочками, жуками и улитками. Последняя владелица - герцогиня Е.Г.Саксее-Альтенбургская, внучка великого князя Михаила Павловича.
Поступление в 1922 г. из собрания герцогини Саксен-Альтенбургской.
В такое роскошное зеркало очень хочется взглянуть. Автопортрет.
Записная книжка-таблетка.
Франция, Париж, 1720-1730 гг.
Золото, слоновая кость, бриллианты, серебро.
Записная книжка-таблетка отличается необычной формой и смелостью технического решения. Она состоит из четырёх округлых пластин слоновой кости, соединённых золотой заклёпкой, и открывающегося футляра из золота. Такие изысканные вещицы использовались дамами XVIII в. для записи очерёдности танцев и назывались carnet de bal.
Подвеска «Якорь».
Голландия 1700 г.
Серебро, алмазы (розы), эмаль, полировка, гравировка.
Предположительно Петр I привёз из Голландии.
Ожерелье (или пояс).
Италия?
Конец XVI- начало XVII в.
Ониксы, халцедон, хризоберилловый цимофан, золото, эмаль.
В ожерелье закреплено 143 камеи!
В следующем зале "Бал" можно ознакомится с коллекцией ароматов красавиц императорского двора.
Ну и какой же бал без роскошных платьев.
Платье бальное.
Принадлежало княгине З.И. Юсуповой.
Россия, Санкт-Петербург, 1826-1827гг.
Газ, шёлк, атлас, стальные блёстки.
Платье вечернее с узором в виде веток цветущей яблони.
Принадлежало императрице Марии Фёдоровне (мать Николая II).
Австрия, Вена, 1900 г.
Шёлк, атлас, шифон, бисер.
Ещё одно платье Марии Фёдоровны.
Платье бальное с узором в виде цветов орхидеи.
Франция, Париж, 1892-1893 гг.
Брокар, шёлк, бархат, бисер.
Бенуа-Шарль Митуар.
1825 г.
Холст, масло.
Портрет графини Ю.П. Самойловой.
Графиня Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) - дочь графа П.П. Палена и графини М.П. Скавронской.
Веер складной.
Принадлежал княгине З.Н. Юсуповой.
Франция, 1890-е гг.
Черепаха, кружево, золото, бриллианты, гранаты, хрусталь.
На золотой накладке виден вензель ЗЮСЭ (Зинаида Юсупова Сумарокова-Эльстон).
Туфли со стальными пряжками.
Фирма "J. Friedmann".
Франция, Париж, 1900-е гг.
Атлас, сталь, стразы, лён, кожа.
Поступление из особняка графов Шуваловых.
В третьем зале представлены мемориальные предметы. Многие изделия, хранящиеся в Галерее драгоценностей Эрмитажа, хранят память не только о событиях государственной важности, но и связаны с частной жизнью русских монархов и членов династии Романовых.
Браслет "К.-Э.Болин".
Мастер Андрей Антонович Карпенко ( 1846?).
Россия, Санкт-Петербург, начало XX века.
Золото, бриллианты, жемчуг.
Клейма: Мастер - АК; Санкт-Петербургского окружного пробирного управления 1899-1903гг. с пробой золота 56 и инициалами ЯЛ (Яков Николаевич Ляпунов, управляющий Санкт-Петербургским пробирным округом).
Этот браслет запечатлён на фотографиях императриц Марии Фёдоровны (мать Николая II), Александры Фёдоровны (жена Николая II) и великих княжён, и княгинь.
Медальон с портретом великой княгини Марии Фёдоровна (жена Павла I).
Франция, Париж, 1782 г.
Золото, серебро, перламутр, стекло, бархат, эмаль, фольга.
Парадное платье.
Принадлежало императрице Марии Фёдоровне (мать Николая II).
Франция, Париж, фирма "Charles Worth", 1890 г.
Это только небольшая часть этой великолепной выставки. Русский императорский Двор славился изысканностью и богатством. С середины XVIII века за ним прочно утвердилась слава одного из самых великолепных монарших дворов Европы.