Хочу остановиться на истории с этими серьгами. Она одновременно и загадочная и мистическая. История эта про бриллианты, которые по-разному влияли на тех, кто их носил. Известно , что бриллианты могут нести на себе информацию о всех их владельцах. И не всегда полезно носить такие камни с «историей». Особенно, если в личном гороскопе Солнце, управитель этого камня, находится в негативных аспектах с другими планетами. Уж такова астрология данного камня.
Но сегодня я хочу поговорить не об астрологии, а об истории этих сережек, о родовой информации, оставленной на камне. Тема очень интересная, чтобы ей уделить время.
Вероятно, самым известным изображением красавицы Натальи Гончаровой является портрет авторства Александра Брюллова, где юную супругу великого поэта украшают изумительные серьги. Дорогое украшение с бриллиантами никогда не принадлежало ни Наталье, ни роду Пушкиных. Это фамильная ценность князей Мещерских, которые передавались из поколения в поколение и даже успели завоевать дурную славу. Впрочем, это не помешало красавицам нескольких эпох украшать себя ими. Так, они в свое время оказались даже у супруги Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева.
Проклятые серьги
Сами Мещерские наделяли эти серьги мистическими свойствами.
Так считалось, что они приносят несчастья, но только тем, кто не принадлежит к их роду.
То есть украшения не должны были принадлежать посторонним людям. Тогда для чего Наталья пошла на столь неоправданный риск, если не могла не знать о таких свойствах серег? Впрочем, было у серег и еще одно мистическое свойство, вторая легенда, которая делала их привлекательными не только для женщин, но и для их мужей. Так, считалось, что они способны вывести на чистую воду тех, кто их надевает, особенно в вопросах супружеской неверности. Впрочем, подобная легенда могла распространяться для того, чтобы уберечь драгоценности от лишних посягательств и попыток похищения.
Якобы Александр Сергеевич, терзавшийся вопросом верности молодой красавицы жены, с которой сошелся совсем недавно, выпросил серьги у Петра Мещерского.
Так они и остались навсегда на холсте, украсив молодую Гончарову. Князь Мещерский, который, конечно же, знал обе легенды, связанные с их фамильным украшением, и не хотел отдавать украшение поэту, но тот был крайне настойчив.
Конечно, нельзя сказать с какой бы то ни было уверенностью, что причиной несчастий послужили те самые злополучные серьги, ведь с самой Натальей ничего не случилось, это Пушкина подстерегала смерть на дуэли. Хотя Гончарова осталась вдовой и долгое время была стеснена в средствах, воспитывая детей без какой-либо помощи. Однако семья Гончаровых была связана с Мещерскими, а значит номинально их не надевал посторонний человек. Возможно, именно это и оберегло Наталью, даже несмотря на то, что родство было номинальным. Брат Гончаровой был женат на Марии Мещерской, которая и являлась обладательницей украшений в одно время.
Тяжелый след тех самых серег
Мещерские очень древний род, чье начало берется от татарских беев Ширинских. Некогда они жили на берегу одноименного озера, расположенного в Южной Сибири. Уже тогда они владели некоторым количеством алмазов. Один из представителей рода принял православие. Он жил на землях нынешней Рязанской области в местечке Мещера. По этому названию и пошла фамилия рода. Еще с тех времен ширинские алмазы оберегали род Мещерских, якобы гарантируя своим владельцам безопасность, а тем, кто посягнет на фамильную реликвию — беды и страдания.
После Марии Мещерской серьгами владела Елена Мещерская. Своих детей у нее не было и она подарила их супруге Александра Мещерского. Если предыдущие две обладательницы, являясь прямыми потомками рода, согласно легенде, получили от алмазов защиту, то супруга Александра Мещерского — Екатерина Подборская в буквальном смысле потеряла все, что у нее было. Она была почти на полвека младше своего мужа, к тому же являлась простолюдинкой, а их мезальянсный брак вызывал много осуждений в обществе.
Ее супруг вскоре скончался, она осталась с двумя маленькими детьми на руках, а скульптор Трубецкой, роман с которым ей приписывали не стал связывать себя узами брака с вдовой. История, похожая на развитие событий с Гончаровой после того как она кратковременно владела серьгами, будучи не прямой Мещерской. Считалось, что дочь, которую она родила уже после смерти мужа — прямого Мещерского, была и не от него вовсе, а значит не являлась прямым потомком рода. Звали ее так же, как и мать Екатериной. К тому же князь не оставил своей официальной супруги сколько-нибудь приличного наследства, отписав все своим родным.
Девочка родилась в 1904 году и стала следующей обладательницей серег с алмазами. Несмотря на то, что она прожила долгую жизнь, ее судьбу никак нельзя назвать счастливой. Несчастья буквально преследовали ее, равно как и ее мать. Последняя после революции оказалась в тюрьме. Несмотря на все сложности фамильные ценности сумели сохранить. Хотя, учитывая события, происходившие в стране на тот момент, весьма спорно, что причиной сложной судьбы этих женщин могли стать серьги. Екатерина Мещерская, к примеру, несмотря на свое происхождение, избежала репрессий и гонений.
Историческая ценность
В 80-х годах Раиса Максимовна основала Советский фонд культуры, на одном из его заседаний она выступила с объявлением, что с ней связалась Екатерина Мещерская с предложением приобрести серьги, которые имеют богатую историю и связаны с именем супруги великого поэта. На тот момент Екатерина Мещерская жила в дворницкой и еле сводила концы с концами. Вполне возможно, что такой шаг был вынужденным, ведь до этого времени она сумела сберечь бриллианты.
Учитывая, что Горбачева входила в состав президиума фонда культуры, то обращение к ней с подобным вопросом весьма логично и аргументировано. В итоге было решено выкупить серьги, несмотря на то, что их конкретная стоимость не указывается в открытых источниках, цена была высока. Серьги приобретались для пополнения фонда Государственного музея имени Пушкина. Особый интерес они вызывали потому что именно в них была изображена Гончарова на том самом знаменитом полотне.
Произошедшее привлекло внимание прессы к Екатерине Мещерской, якобы именно она распространила версию, что серьги были переданы Раисе Максимовне для личного пользования. Якобы она и стала их новой обладательницей. Учитывая, что Раиса Максимовна была известной модницей и любительницей красивых вещей и украшений, то эта версия во многом успешно прижилась. К тому же печальные легенды, связанные с этим украшением, еще и сходились с тем, что вскоре Горбачева скончалась от онкологии.
Однако серьги на самом деле переданы музею. Ведь старалась вернуть серьги Раиса Максимовна государству, а не в личную коллекцию. Да и никакое свидетельство того, что Горбачева владела или лично или появлялась в них нет. Хотя, безусловно, если Горбачева участвовала в их выкупе, то вполне можно предположить, что она не удержалась от того, чтобы примерить эту реликвию, а возможно и немного поносить.
История знает множество примеров, когда украшения, которые скорее являются произведениями ювелирного искусства, переходят от одной обладательницы к другой. Порой это происходит настолько неожиданно, что не может не удивлять.