Недавно я выложила на продажу поистине раритетный бисер - харьковский. Это бисер из моих личных запасов, которыми я решила поделиться с другими мастерицами. По той простой причине, что физически мне все равно не хватает времени для того, чтобы успеть применить весь имеющийся бисер в работе, и я думаю - негоже, чтобы он просто лежал у меня в коробках, когда может радовать вас и заодно продвигать историю бисеропроизводства в СССР. Да-да, этот бисер уже можно назвать "историческим" и экспонировать в музеях, но, к сожалению, знают о нем очень немногие.
"Так что же это за бисер такой - харьковский?" - спросите вы. А я отвечу вам выдержкой из интервью с Альбиной Полянской, известным мастером бисероплетения из Харькова, которая очень полно и подробно рассказала о производстве этого бисера и его использовании рукодельницами в 1980-90гг., когда он вполне удачно конкурировал с чешским на территории Советского Союза. Интервью провела Астратенко Ирина в 2004г. и выложила его на своем личном сайте, ссылку на который, к сожалению, я не могу здесь выложить, но все можно найти в интернете в открытом доступе.
Итак, вот что рассказала Альбина Полянская о своей "дружбе" с бисером харьковского производства:
"В начале 90-х годов на одном из харьковских предприятий в качестве не основного производства стал выпускаться стеклянный бисер. По словам работников предприятия, сама технология изготовления этого бисера являлась уникальной, и в корне отличалась от технологий, используемых в мировых центрах изготовления бисера.
В общих чертах сложившаяся века назад общепринятая технология изготовления бисера такова: готовится минеральная смесь, которая плавится, превращаясь в стекло. Затем при помощи железного прута из горна вытягивается определенное количество стекла, окрашенного окислами металлов, и в бронзовой пресс-форме изготавливается стеклянный цилиндр. Цилиндр нагревается до необходимой температуры, в его центре железным прутом проделывается отверстие. затем закрепляется один конец цилиндра на железный стержень, а другой – прикрепляется к стеклодувной трубке. Железный стержень оттягивается в противоположную сторону от стеклодувной трубки, и так получают толстостенную стеклянную трубку нужного диаметра. После охлаждения трубка разрезается на куски, а уж от них на станке отсекают маленькие кусочки цилиндрической формы. Получается рубленый или колотый бисер, из которого затем можно изготовить бисер круглой формы, насыпав во вращающийся барабан рубленый бисер и шлифовальную смесь из извести и угля, которая не даст заплыть отверстиям в бисере. Постоянное вращение нагреваемого барабана и придает размягченным стеклянным цилиндрикам округлую форму.
На харьковском же предприятии из стеклянного порошка с добавлением красителей на станке прессовалась каждая бисеринка в отдельности, и одновременно в бисеринке пробивалось и отверстие. Затем цилиндрическим бисеринкам нагреванием придавалась округлая форма. Такая технология изготовления способствовала тому, что харьковский бисер был идеально калиброванным. Правда, количество видов бисера было ограничено, все они делались на основе натурального цветного непрозрачного бисера (его еще называют «керамическим») за счет последующей обработки: натуральный цветной непрозрачный бисер с блеском, непрозрачный бисер с «бензиновым», «гематитовым» покрытием (так называемый «ирис»), матовый («тертый») бисер.
Зато цветовая гамма выпускаемого бисера была очень широка. Оттенки любого цвета варьировались от очень бледных до очень насыщенных. К примеру, бисер зеленого цвета выпускался от пастельного бледно-салатного до густо-зеленого, едва ли не черного, с оттенком морской волны. Харьковский бисер отличался долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям, солнечному свету, воде, температурным перепадам. Размер выпускаемого бисера отлично подходил к наиболее широко используемым размерам бисера по чешской классификации – 11о, 10о, 9о, 6о.
Тогда же на предприятии были организованы курсы бисероплетения под руководством М.Я.Ануфриевой. Надомные работницы предприятия стали изготавливать различные украшения из этого бисера – цепочки, ажурные воротнички, шнуры, кулоны, ажурные и тканые герданы. Я не работала на этом предприятии, и мне не посчастливилось поучиться на курсах М.Я.Ануфриевой, но зато в моем распоряжении был широчайший ассортимент качественного и недорогого бисера. Для сравнения отмечу, что в то время пакетик чешского бисера весом 50 граммов, найти который в продаже было невероятной удачей, стоил 6 рублей, а пакетик харьковского бисера, продававшегося повсеместно по городу, весом 20 граммов стоил 40 копеек.
Там же, в фирменном магазине предприятия, где продавался бисер, можно было купить и недорогие винтовые замочки с ушками и даже специальные длинные бисерные иглы. Таким образом, условия для овладения искусством бисероплетения сложились самые благоприятные. Даже используя только харьковский бисер с его многообразием цветов, можно было создавать весьма интересные украшения, а уж сочетая бисер и рубку зарубежного производства, прозрачные, натуральные и с прокрашенными отверстиями, с «металлическим» покрытием, и харьковский бисер в качестве фона, можно было добиться просто потрясающего эффекта, и при этом стоимость материала, пошедшего на украшение, была не высокой."
Конечно, больше всего этого бисера было в самом Харькове, но и в Москву, а также другие города России он попадал в больших (на тот момент) количествах, но купить в магазинах его было невозможно, поскольку бисер поступал в основном в популярные тогда Дома Пионеров и другие кружки детско-юношеского творчества. Тем не менее, многие мастерицы начинали свой творческий путь с него, выкручивались, покупая его (по рассказам) либо через знакомых, либо сами ездили в Харьков. Представляете? Ездили в другую страну специально, чтобы купить бисер! Вот таким образом, теми или иными путями, харьковский бисер оседал в России. Конечно, он не лежал просто так, его использовали в творчестве, и таким образом он расходовался, рассеивался. Но тем не менее, случалось и так, что достаточно большие запасы харьковского бисера, по разным причинам, оставались в сокровищницах мастериц, и сейчас время от времени они всплывают на блошиных рынках страны.
Признаюсь, я являюсь фанатом харьковского бисера! Потому, что этот бисер - уникальный. Мне хочется показать красоту этого бисера, его возможности, создав изделие с использованием только его - и никакого больше другого бисера! Пока я не придумала, что это могло бы быть - серия украшения? арт-объект? авторская кукла? Я думаю. Я любуюсь бисером и "слушаю" его. Ищу информацию о нем везде, спрашиваю знакомых, которые могли бы что-то рассказать, - таким образом, у меня собралось достаточно информации на небольшую статью о производстве бисера в СССР, которую в скором времени я приведу в порядок и опубликую в сети.
А пока я предлагаю вам прикоснуться к истории самим, через использование в творчестве этого уникального бисера. Поработав с ним, вы поймете, что это действительно хороший продукт, и очень жаль, что производство не нашло дальнейшего развития.
(П.с. Наличие не пополняется, на витрине - всё, что осталось!)
При использовании его в своих изделиях, обязательно рассказывайте о нем в описании, пусть как можно больше людей знают о богатой и непростой истории бисера!