Вчера сын упомянул в разговоре об эффекте "зловещей долины", нырнула в дебри интернета, чтобы ознакомиться с этим явлением... Мне показалось это очень интересым, подтвердило то, что я чувствовала интуитивно...
Возможно эта информация пригодится не только мне, но и другим людям, создающим кукол (по сути 3D человекоподобные объекты) и играющих на грани "кукла-человек".
Эффект «зловещей долины» хорошо известен, например, мультипликаторам. Люди испытывают симпатию к пушистому созданию или человекоподобному роботу – но только до тех пор, пока человекоподобие невелико. По мере того, как существо делается всё более и более похожим на человека, симпатия переходит в сильное отторжение и неприязнь. Многие испытывают отвращение к обезьянам, в то время как, например, медведь может вызывать чувство опасности, но не отвращения.
В 1978 году японский ученый Масахиро Мори провел опрос, исследуя эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется — но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Неожиданный спад на графике «симпатии» и был назван «Зловещей долиной», притом Масахиро Мори обнаружил, что анимация усиливает и позитивное, и негативное восприятие.
Причина такого психологического феномена не выяснена до сих пор. Возможно, проблема в том, что человек так устроен, что подсознательно анализирует малейшие отклонения от «нормальности». Может быть, причина в том, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься как машина и начинает казаться ненормальным человеком или оживлённым трупом, кадавром. Кроме того, причиной неприязни может являться симметрия лица робота, которая редко наблюдается у людей и выглядит немного устрашающе.
Первая работа Карла Макдормана на эту тему была посвящена идее, предложенной Мори: мы чувствуем себя неуютно, потому что роботы, похожие на людей, кажутся мёртвыми и тем самым напоминают нам о нашей собственной смертности. Для проверки этой гипотезы Макдорман воспользовался так называемой теорией управления страхом, которая утверждает, что в основе нашего поведения в значительной мере лежит напоминание о смерти — например, оно заставляет нас более решительно цепляться за свои убеждения, в том числе религиозные. Макдорман просил добровольцев заполнить анкету с мировоззренческими вопросами после того, как показывал им фотографии человекоподобных роботов. Те участники, которые видели роботов, с бльшим рвением защищали свои взгляды на мир, то есть андроиды и впрямь напоминали людям о смерти.
Но очевидно, что этого объяснения недостаточно. Могильный камень тоже напоминает нам о том, что мы смертны, но не вызывает сверхъестественного страха. Поэтому вскоре появились новые теории. Одни исследователи пытаются добраться до эволюционных корней этого чувства: мол, наши предки старались не спариваться с непривлекательными партнёрами. Другие утверждают, что посредством отвращения мы защищаемся от патогенов. Христиан Кейсерс из Гронингенского университета (Нидерланды) предлагает считать, что человекоподобное существо кажется нам больным, а раз оно к тому же очень похоже на нас, то велика вероятность подхватить от него что-то нехорошее.
Разумеется, ни та, ни другая гипотеза не выдерживают критики. Вокруг много отвратительных и несимпатичных вещей, но они не вызывают у нас конкретного необъяснимого чувства, этой самой «зловещей долины». Например, нам прекрасно известно, что человек, чихающий в метро, способен нас заразить, но мы не испытываем сверхъестественного страха, спускаясь по эскалатору.
Какой-то просвет появился только в 2007 году, когда Тьерри Шаминад из Института передовых телекоммуникационных исследований (Япония) и его коллеги заглянули в мозг людей, наблюдавших изображения сгенерированных компьютером человекоподобных персонажей. Чем больше объект напоминал человека, тем сильнее была активность в той области мозга, которая отвечает за способность понять психическое состояние другого человека, играющую важную роль в эмпатии.
Недавно команда Айши Сайгин (Ayse Saygin) из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), набравшись мужества, спустилась в самую «зловещую долину» и исследовала, что происходит при этом в человеческом мозге.
Учёные пришли к выводу, что при просмотре записей человекоподобного робота в мозге начинается настоящий конфликт. Точнее говоря, наблюдается повышенная активность теменной доли коры больших полушарий, которая, в частности, связывает двигательные отделы мозга с анализом движений. По мнению авторов работы, это говорит о появлении раздражающего нас несоответствия между нашими ожиданиями того, как должен двигаться объект, и тем, как он движется в реальности.
«По большому счету, — говорит Айша Сайгин, — мозг не интересует ни внешний вид, ни движения. Ему важны его ожидания, которые должны выполняться. В частности, то, чтобы внешний вид и движения соответствовали друг другу».
. Возможно, жуткое чувство вызывается как раз той системой, которая связана со способностью чувствовать то, что чувствует другой. Внешний вид человекоподобного робота или нарисованного на компьютере персонажа в первую минуту говорит о том, что это человек, но в следующий момент его движения выдают в нём подделку. Вот тогда-то и возникает страх.
В когнитивной неврологии эмпатия часто подразделяется на три категории: познавательную, двигательную и эмоциональную. Познавательная (когнитивная) — это, по сути, способность понять другую точку зрения, понять, почему другой человек поступает тем или иным образом («социальные шахматы», по выражению Макдормана). Двигательная эмпатия — это способность имитировать движения (мимику, позы), а эмоциональная — попросту то, что мы называем сочувствием, способностью чувствовать то, что чувствуют другие. И г-н Макдорман сводит вопрос к тому, какая эмпатия подавляется при «зловещей долине».
Работая теперь в Университете Индианы (США), г-н Макдорман показывает добровольцам видео роботов, компьютерных персонажей и людей в разных ситуациях, от безобидных до опасных. Затем зрителей просят оценить степень счастья и несчастья героев роликов. Труднее всего оказывается определить эмоциональное состояние персонажей, попадающих в «зловещее ущелье». По-видимому, это означает, что в данном случае эмпатия подавляется. То есть на когнитивном и двигательном уровне всё нормально, а вот проявить сочувствие к таким персонажам мы не можем.
Сочувствие предполагает, что тот, кому мы сопереживаем, обладает собственным «я». Следовательно, пока мы осознаём, что перед нами робот или виртуальный персонаж, а не человек, нам не выбраться из «зловещей долины»,
Возможно, Мори всё это прекрасно понимал. В одном интервью его спросили, верит ли он в то, что когда-нибудь человечество научится создавать роботов, находящихся по ту сторону «зловещей долины». «А зачем?» — был ответ.
Источники: Википедия, Компьюлента.компьютерра.ру, ЖЖ-юзер fregimus и другие ресурсы интернета.