Загадка с разгадкой

Загадка с разгадкой.

Я знаю, что многие люди обожают всевозможные тайны, секреты и загадки. Я не исключение. Наверное, потому очень сильно увлекаюсь историей. Возможно, кому-то (как и мне, когда-то) история представляется некой книжной полкой плотно заставленной толстыми фолиантами. Стоят они, пылятся, а на каждом корешке золотым теснением дата… год 1270… или 1835, например… открываешь такую книжицу, сдуваешь пыль веков и… читаешь о том, как люди жили, чем дышали, о чем мечтали… к счастью это не совсем так. Даже скорее – совсем не так.

История человечества испещрена белыми пятнами и различными непонятностями, а так же вещами, которые для современного человека необъяснимы и загадочны. Потому я обожаю копаться в старине, причем как в переносном, так и в самом прямом смысле. Несколько лет назад у меня появился металлодетектор и, помимо «книжного» изучения долгого пути человечества, я занялся еще и «полевой практикой». Кто любит рыбалку, охоту и особенно путешествия по грибы, наверняка, меня поймут, ведь поиск по старине очень похож на тихую «грибную охоту». Только в отличие от грибников, поисковик, кроме лукошка и перочинного ножика, берет с собой еще металлоискатель и лопату понадежней))). Ведь прежде чем в руки попадет что-то интересное, порой приходится переворочать не один кубометр земли. Да еще, прежде чем копать, нужно найти и осмыслить огромное количество документов, старинных карт, ревизских сказок, памятных книг, челобитных и прочая, прочая, прочая… но… вот это незабываемое ощущение, когда металлоискатель начинает заливаться на разные голоса, острая лопата вгрызается в дерн и… на свет появляется нечто, спрятанное от глаз многие годы, а то и века… ради этого восхитительного чувства… стоит потрудиться в архивах и библиотеках…

Все это так… лирическое отступление… а вот и загадка:

На заре своего копального увлечения, я однажды поднял из земли очень странную вещицу… выглядела она примерно вот так:

история

— Что за невидаль? — удивился я.

Действительно ничего подобного я до этого не выкапывал… ну, монетки там, крестики и прочая металлопластика… а тут что-то непонятное. К христианству отношения точно не имеет, для украшения или «конины» так же не слишком походит, да и на языческий амулет похоже только с первого взгляда… еще эта ложечка на конце…

Тогда что это?

Вот Вам и загадка…

Стало интересно?

Мне, например, в тот момент очень стало)))…

Естественно начал вгрызаться в этот свой интерес, и вот что узнал:

Во-первых – не я один, но и мои товарищи по увлечению поднимали из земли подобные предметы:

наша история

И причем очень много и разнообразно:

загадка истории

И даже так:

славяне

Все примерно одного размера и с той самой ложечкой на конце…

Далее я узнал, что данный предмет обычно был частью накосников, и был всегда единичным, либо вплетался в правую косу,  либо свисая поверх неё.
Так же эту штуковину носили на шнурке рядом с крестиком.
Кстати накосник - это украшение на конце женской косы в виде блях, жгутов, бус…

славянский

… так же я выяснил, что происхождение данных предметов уходит в глубокую древность. И известны они, не много – не мало, с конца II тысячелетия до н.э.

Найдены они и в североиндостанских памятниках, доказаноно, что ими пользовались в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с I тыс. до н.э. А так же эти штуковины были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы.

древность

Были эти изделия, в значительной степени, распространены в Италии, Франции эпохи Меровингов…

старый

…и даже в Китае династии Тан...

обычай

Видите ложечку на вершине этой великолепной китайской шпильки?

старый быт

… и конечно же эти загадочные предметы повсеместно встречаются на Руси, и были в большом почете у наших предков вплоть до XIX в.

удивительность

… и опять же, эта странная ложечка на конце… всегда… на всех находках…

Вот такая загадка))))

Пришлось с ней изрядно повозиться)))

Надеюсь, что Вы догадались, что это за предмет, и для чего он был нужен нашим пращурам?

старая вещь

Совершенно верно!!!)))) Для того, чтобы ковыряться в ушах!!!!

…а назывался он… правильно… КОПОУШКА.

Как видите, наши предки тщательно заботились о гигиене и следили за чистотой, ведь копоушка входила в «индивидуальный гигиенический набор» наряду с гребнем, деревянной зубочисткой (на смену которой в эпоху Петра пришла зубная щетка), и прочими приспособлениями (например, специальной щеточкой для чистки пупка), которые в наше время совершенно вышли из употребления. Зато дают богатую пищу для любителей загадок истории)))

Комментарии (101)

Я почему-то сразу подумала что для специй и соли... Ну в косу же вплетали... Значит для женщины, значит для готовки.... А оно вон как... Это вам не ватная палочка...

Первой у меня была версия - мерная ложечка для микстур или порошков... а оно вон как....)))))))))))

Ух как интересно! Никогда бы не догадалась. У меня была версия, что это ложечка для солонки {#} Спасибо за информацию :)

Пожалуйста. Рад, что Вам было интересно{#}

Никогда бы не догадалась. Были предположения, что в ямочке был камушек или это ложечка для каких- то микстур, а тут...копоушка. Спасибо, Олег, никогда не помешает знать больше о наших предках.

Согласен с Вами))) Память - великая штука. Очень жаль, что она порой бывает короткой.

Очень интригующе написано!

Спасибо)))

Очень интригующе написано!

Олег,спасибо Вам большое за интересные загадки с разгадками.

А я вот прикупила себе старинный индийский браслетик на ногу.Там есть две стороны в нем.На одной рисунок ,а на другой стороне есть выемка,как будто там камешек раньше был или еще что-то.Искала искала и не нашла ничего на эту загадку.Продавец-любитель всякого старинного(думаю,что скупщик) ничего объяснить не смог.Ношу,как есть.А загадка так и не разгадана.{#}

Показать еще