Милан. 2018. Фотографии автора
«Вилла, интересовавшая Маркуса, стояла на самом отшибе.
Фасад в стиле либерти был наполовину затянут плющом, чьи голые ветви напоминали скелет гигантской доисторической змеи. Над западным крылом возвышалась башня-обсерватория. Темнели широкие окна. Время от времени проезжавшие мимо автомобили подсвечивали их фарами, обнаруживая разноцветные изображения огромных орхидей, магнолий, павлинов и попугаев.
Через колоссальные чугунные ворота, настоящее переплетение ветвей и цветов, можно было попасть на подъездную дорожку, вдоль которой росли пинии высотой метров пятнадцать, а то и больше: на удлинённых, чуть склонённых стволах покоились полукруглые, чуть сплющенные кроны — ни дать ни взять старушки в шляпках, надетых ради воскресного дня».
Пьетро Фенольо. Вилла Скотт. Турин
Пьетро Фенольо. Вилла Скотт. Турин
Пьетро Фенольо. Вилла Дзанелли. Савона
Пьетро Фенольо. Вилла Дзанелли. Савона
Все произведения модерна, яркого и оригинального стиля, отличает прежде всего индивидуальный характер. Цитата из детектива Донато Карризи, с которой я начала статью, относится к вилле на Аппиевой дороге в окрестностях Рима, но особняки в стиле Либерти, как именовался итальянский вариант стиля, который мы привычно называем «модерн» (Art Nouveau), строились во всех крупных городах Италии.
Стиль Либерти, так же stile floreale (цветочный стиль) или stile moderno (современный стиль) получил своё название от имени английского предпринимателя Артура Ласенби Либерти, основавшего в Лондоне в 1875 году универмаг, специализировавшийся на импорте из Японии и Дальнего Востока предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Именно компания Либерти поставляла в Италию изделия в стиле модерн.
Джованни Батиста Босси. Дом Галимберти. Милан
Джованни Батиста Босси. Дом Галимберти. Милан
Э. Гимар. Вход в метро. Париж
В. Орта
В итальянском Либерти пластика всех предметов, от стен особняка до булавки его хозяйки, от дверок шкафа до чайной ложечки становится текучей и напоминает природные формы. В отличии от французского и бельгийского модерна, более линеарного, подчеркивающего инженерную конструкцию (работы Э. Гимара и В. Орта), в итальянском, испытавшем влияние барокко, поверхности стен покрыты богатым декором, скульптурным и живописным.
Карло Бугатти. Кресло «Кобра» и письменный стол
Эуженио Кварти. Стол. 1900
Но модерн, как мы помним, вдохновлялся не только формами природы, но и традициями национального искусства. В Италии это формы средневекового и ренессансного искусства.
Цит. по: Карризи Д. Охотник за тенью. СПб.: Азбука, 2019
Литература
Пилюк Е. В. Стиль Либерти и его место в истории итальянской культуры // Вестник РГГУ. — 2010. — N 15 : Серия «Культурология: Искусствоведение. Музеология». – С. 188-193
Barilli R. Il Liberty. Milano edizione. 1984