"Какая замечательная вещь – акварель! Она позволяет выразить пространство и цвет так, что фигуры, становясь частью атмосферы, словно бы оживают." Винсент Ван Гог в письме своему брату Тео.
Немногие знают, что автор знаменитой «Звездной ночи» пробовал освоить акварельное искусство. Несколько недель он старался осилить текучесть и прозрачность акварели под руководством художника Антона Мауве, но не смог.
Не хватало ему страсти в ней, укрывистости, возможности щедро и густо наносить штрихи и мазки. Тем не менее, он послушно рисовал, оттачивая свои навыки, с каждым днем ощущая, что он стоит на пороге чего-то очень важного. Всего он написал около 150 акварелей, стиль которых безошибочно узнаваем.
Винсент Ван Гог. Стога пшеницы. 1888. Бумага, акварель.
Помимо непосредственно акварели Мауве преподавал ему в том числе академические знания живописи, что в конечном итоге дало Винсенту понимание, как именно ему нравится усмирять свое безумство, выплескивая самого себя масляными красками на холсты.
Что было бы, если бы Винсент продолжил заниматься акварелью? Ведь несмотря на свою полупрозрачность, она может быть жесткой, графичной, резкой, импульсивной, яркой. Неизвестно. Но то, что ему было сложно дать ей раскрыться по-настоящему - сомнений не было. Мне кажется, он хотел приручить материал, а не наоборот.
Вот что он пишет Тео, своему брату. Эти строки не совсем про акварель, но как нельзя лучше отображают мою мысль.
"В борьбе с природой есть временами то, что Шекспир назвал «Укрощение строптивой» (завоевание сопротивляющейся стороны настойчивостью, bon gre et mal gre – добровольно или против желания). Во многих вопросах, но особенно в рисовании, я считаю, что лучше крепко держать, чем отпустить."
Я, конечно, не Ван Гог, и пока не стою на краю безумной бездны, но с акварелью у меня были схожие проблемы 😅
Но я, в отличие от него, не горю желанием променять свою нежно любимую палитру на что-то другое. А значит - опять-таки в отличие от него - смогу ☺️