Бытует мнение, что для творчества необходима свобода. А при наличии разнообразных возможностей и материалов творчество будет цвести и колоситься в промышленных объемах. Да, это верно, но не совсем.
Когда речь заходит о примерах, вошедших в историю мирового культурного наследия, вспоминаются работы художников, скульпторов и архитекторов эпохи Ренессанса и периода XVII-XIX веков, работы русских авангардистов и работы преподавателей и учеников Баухауса.
Да, у итальянских мастеров эпохи Ренессанса была возможность работать с превосходными материалами (мрамор, глина, лен, шерсть, шелк), добавим сюда большое количество прекрасно обученных ремесленников. Но все они работали в одном очень жестком ограничении - желании клиента. Например, росписи и скульптуры Микеланджело ограничены требованиями Ватикана и богатых клиентов.
Идем дальше. Столь любимые портреты Вермеера и Рембрандта ограничены желанием заказчика портрета и его представлением о прекрасном и правильном.
Свободолюбивые импрессионисты были ограничены своими же идеями и концепциями.
У преподавателей и учеников Баухауса не было постоянного доступа к качественным материалам, и они нередко делали свои работы из того, что находили на... ближайшей мусорке.
Если брать народное творчество и ремесло, то там таких примеров масса. В старину у нас на Кубани основным строительным материалом был саман (солома, глина и навоз), так как дерево и кирпич были дорогими и недоступными для большинства жителей.
По всей России было распространено ткачество половиков или дорожек из старых тканей. Это было связано с тем, что новая ткань была либо дорогой, либо требовала длительного времени на производство в домашних условиях. Поэтому новая ткань шла только на одежду и белье.
Известные и модные сейчас японские вышивка сашико и лоскутная техника боро тоже возникли не из-за хорошей жизни.
А еще я вспоминаю наш советский быт 70-80-х годов. Наши бабушки, мамы, да и мы сами постоянно что-то перешивали, распускали, перелицовывали, шили из лоскутков, плели из каких-то веревочек и тряпочек. Это для поколения 20+ ресайклинг и апсайклинг прорывные технологии! Но всему этому уже сотни лет.
Итак, выскажу возможно для кого-то провокационную точку зрения - ограничения больше способствуют творчеству, чем абсолютная свобода и разнообразие возможностей. Именно трудности и неудобства подстегивают нашу изобретательность и наше воображение.
А что вы думаете по этому поводу?